В статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» сказано, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Исходя из содержания норм жилищного законодательства (ст.ст. 15 и 16, п. 2 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ) объектами жилищных прав в общежитиях являются жилые помещения в виде комнат, а не всё здание общежития в целом.
При этом на уровне законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым не установлен порядок присвоения статуса многоквартирного дома общежитиям.
Анализ судебной практики свидетельствует о возможности приватизировать жилые помещения в общежитиях, даже если зданию общежития в целом не был присвоен статус многоквартирного дома.
Например, в п. 3 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. № 4-П отмечено, что введение в законодательство нормы ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
Более того, в п. 3.2 постановления сказано, что проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), – независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, – с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище (п. 3.2 постановления).
Несмотря на то что общежития фактически становятся многоквартирными домами в силу вышеизложенного, на практике встречаются случаи принятия органом местного самоуправления распорядительного акта о присвоении общежитию статуса многоквартирного дома. В данном же случае принятие постановления о переводе общежития в МКД остается на усмотрение уполномоченного должностного лица администрации сельского поселения.