Порядок документального оформления рассматриваемых в вопросе операций, их отражения в регистрах бухгалтерского учета нормативными правовыми актами в настоящее время не определен. Учетной политикой организации бюджетной сферы может быть предусмотрен следующий порядок действий при выявлении товара ненадлежащего качества.
При замене некачественного (непригодного к использованию) оборудования могут быть оформлены следующие документы:
- заключение профильной комиссии учреждения, на основании которого в учете отражается выбытие материальных запасов как не соответствующих понятию «актив» с принятием к учету на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении»;
- письменная претензия в адрес завода-изготовителя (поставщика);
- Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) с указанием причин выбытия (отметки «Возврат товара»), на основании которой производится возврат имущества поставщику;
- Бухгалтерская справка (ф. 0504833) – оформляются суммы начисленного ущерба;
- факт поступления товара надлежащего качества может быть оформлен Актом приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220).
Бухгалтерские записи при возврате бракованных материальных запасов будут следующими:
1. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 105 3Х 44Х, одновременно увеличение счета 02 – отражено списание матзапасов при признании их неактивом.
2. Уменьшение 02 – материальные запасы ненадлежащего качества возвращены поставщику.
3. Дебет 1 209 34 56Х Кредит 1 401 10 172 – отражена сумма возмещений в натуральной форме, предъявленная поставщику.
4. Дебет 1 105 3Х 34Х Кредит 1 209 34 66Х – приняты к учету материальные запасы взамен возвращенных поставщику.
5. Дебет 1 401 10 172 Кредит 1 209 34 66Х – отражено списание с баланса суммы возмещений в натуральной форме, предъявленной поставщику.