В соответствии с ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:
1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;
2) не влекут за собой изменение класса, категории и(или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;
3) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;
4) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;
5) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Иными словами, по общему правилу необходимость государственной экспертизы изменений в проектной документации зависит от того, влияют ли такие изменения на архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, упомянутые в ч. 3 ст. 48 ГрК РФ.
При этом, по нашему мнению, нельзя сказать, что в этом случае законодателем была допущена ошибка юридической техники – не учтен финансовый аспект, необходимость проверки достоверности сметы, являющейся в установленных законом случаях частью проектной документации, – это мнение основывается на том, что вышеназванной нормой предусмотрен случай, связанный с этим аспектом: в силу п. 5 ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации по решению застройщика должна проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения не соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из данной формулировки, если строительные работы финансируются за счет бюджетных ассигнований, то в случае превышения их размера смета подлежит проверке на достоверность, поскольку любое отклонение сметной стоимости от установленной в решении будет являться несоответствием.
В иных случаях изменения проектной документации, связанные с изменением стоимости строительства, но не влияющие на архитектурные, являются функционально-технологическими. Данный вывод косвенно подтверждается постановлением АС Дальневосточного округа от 19.02.2018 № Ф03-135/18, постановление Четырнадцатого ААС от 18.10.2018 № 14АП-7800/18, которые были вынесены на основании ранее действовавших норм, также предусматривавших обязательную проверку достоверности сметной стоимости.
Вместе с тем Правительством Российский Федерации в рамках реализации норм Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ утверждено постановление от 04.04.2022 № 579 «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и(или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации» (далее – постановление № 579). Положениями постановления № 579 до 31 декабря 2022 года предусмотрены особенности проведения государственной экспертизы проектной документации и(или) результатов инженерных изысканий.
Так, согласно п. 1 постановления № 579 повторная государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства с выдачей соответствующего заключения не проводится в случае, если такие изменения:
- не влекут за собой изменение класса, категории и(или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;
- не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, государственной охраны объектов культурного наследия, безопасного использования атомной энергии, промышленной безопасности, обеспечения надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, а также требований антитеррористической защищенности объекта;
- соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;
- связаны с заменой строительных ресурсов на аналоги;
- не приводят к увеличению сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта более чем на 30 % и свыше 100 млн руб. Обратите внимание, законодатель в данном случае использует соединительный союз «и», что само по себе исключает применение указанных условий отдельно, они должны применяться в совокупности, исходя из буквального толкования.
Как видно, законодатель временно ввел послабления в части необходимости проведения повторной экспертизы сметной стоимости строительства, которые не поставлены им в зависимость от соответствия суммы строительства решению о предоставлении бюджетных ассигнований, однако при этом стоимость увеличения не должна быть более 30 % и с учетом увеличения сметная стоимость строительства не должна превысить 100 млн руб.