Искусственные неровности – техническое средство для принудительного снижения скорости движения транспортных средств, представляющее собой специально созданное искусственное возвышение на проезжей части автомобильной дороги в виде полосы, расположенной перпендикулярно к направлению движения (Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 269-ст)).

Искусственная неровность – специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги (ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения). То есть, как и дорожная разметка, искусственная неровность повышает безопасность дороги, устанавливает режим, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» конкретные виды работ по содержанию автомобильных дорог определяются Минтрансом России, на который законодателем возложена обязанность по установлению классификации работ по содержанию автомобильных дорог. Во исполнение данного законоположения приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно п. 10 которой устройство недостающих искусственных дорожных неровностей относится к числу мероприятий по содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, расходы на оплату услуг по контракту, предметом которого является выполнение работ по устройству (установке) искусственной неровности для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств на участке автомобильной дороги, находящейся в собственности публично-правового образования, могут быть осуществлены за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Иными словами, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации установку изношенной искусственной неровности следует расценивать как ремонт (содержание) автомобильных дорог, а понесенные расходы следует отнести на финансовый результат.

К сведению: согласно п. 1 ст. 3 Закона № 257-ФЗ автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В свою очередь, к элементам обустройства автодорог относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п. 5 ст. 3 Закона № 257-ФЗ). Положениями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» также установлено, что такие элементы обустройства дороги, как искусственные неровности, относятся к классу технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения.

Учитываются элементы дорожного благоустройства в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования (п. 45 Инструкции № 157н). При этом анализ муниципальных нормативных актов показывает, что некоторыми публично-правовыми образованиями принимаются решения об учете элементов благоустройства в реестре муниципального имущества в качестве отдельных (самостоятельных) объектов.

Таким образом, уполномоченный орган самостоятельно определяет порядок отражения указанных активов в реестре муниципальной собственности: в составе автомобильной дороги или в качестве отдельных объектов. От установленного порядка учета искусственных неровностей в реестре будет зависеть и порядок их отражения в бюджетном учете.

Искусственная неровность вполне соответствует критериям, перечисленным в п.п. 7, 8, 10 СГС «Основные средства», п.п. 38, 39 Инструкции № 157н. Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, предусмотрено, что оборудование для регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к пятой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).