На сегодняшний день специалисты финансового ведомства достаточно четко сформулировали подход к определению конкретной подстатьи КОСГУ для отражения поступления материальных запасов. Первый и главный критерий здесь: отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому / функциональному назначению объектов (п. 11.4 Порядка № 209н). Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. И в зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные подстатьи статьи 340 КОСГУ.
Потенциально могут быть использованы подстатьи 344 «Увеличение стоимости строительных материалов», 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов», 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации не идет речи о капитальных вложениях, поэтому подстатья 347 КОСГУ использована быть не может.
Для разграничения использования подстатей 344 и 346 КОСГУ может быть использован следующий принцип, вытекающий из разъяснений специалистов финансового ведомства (см., в частности, Информацию Минфина России от 13.05.2019, письмо Минфина России от 26.04.2019 № 02-08-10/31403, раздел 2 Методических рекомендаций к СГС «Запасы», доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075, далее – Методические рекомендации к СГС «Запасы»):
- если материальные запасы приобретаются в целях строительных работ, не связанных с капитальными вложениями (например, текущий ремонт здания), в том числе для осуществления работ своими силами, применяется подстатья 344 КОСГУ;
- если материальные запасы приобретаются для замены перегоревших / вышедших из строя элементов, для ремонта движимого имущества – объектов нефинансовых активов (например, ремонт мебели), применяется подстатья 346 КОСГУ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации расходы на приобретение краски-эмали, кисточки, лака и т. п., приобретаемых для текущего ремонта ограждения и памятника, следует отнести на подстатью 344 КОСГУ.
Направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, рассматривается в качестве нецелевого использования бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).
Нецелевое использование бюджетных средств влечет:
а) применение бюджетных мер принуждения в соответствии с БК РФ:
- бесспорное взыскание суммы средств межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований) (п. 3 ст. 306.4 БК РФ);
б) ответственность по КоАП РФ:
- дисквалификацию или наложение административного штрафа в отношении должностного лица (ст. 15.14 КоАП РФ);
- наложение административного штрафа на юридическое лицо (ст. 15.14 КоАП РФ);
в) ответственность по УК РФ:
- уголовное наказание, при наличии состава преступления (ст. 285.1 УК РФ).
Как правило, расходы квалифицируются в качестве нецелевых в следующих случаях:
1. Те или иные расходы не предусмотрены законом (решением) о бюджете и иными документами, служащими правовым основанием получения бюджетных средств, основанием для расходования.
2. Расходы могли быть произведены за счет бюджетных средств, однако при их отнесении на определенные коды бюджетной классификации (КБК) не соблюдались требования:
- действующего Порядка применения кодов бюджетной классификации РФ;
- документов, служащих правовым основанием получения бюджетных средств.
3. Оплачены работы (расходы), которые не были осуществлены.
4. Оплачены работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией.
Во втором случае речь идет о неправильном применении «расходных» КБК, в т. ч. кодов КОСГУ (до 01 января 2016 года) и видов расходов. По мнению специалистов финансового ведомства, нарушение методологии применения бюджетной классификации может рассматриваться в контексте ст. 15.14 КоАП РФ только в случае, если по соответствующим расходам отсутствуют документальные доказательства, подтверждающие их включение в сводную бюджетную роспись по КБК в нарушение методологии применения бюджетной классификации (письмо Минфина России от 19.03.2015 № 02-10-10/15157).
Минфин России определяет порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации, устанавливает перечни расходов бюджетов, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи КОСГУ (п. 2 ст. 18 БК РФ). Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания Порядка применения кодов бюджетной классификации РФ невозможно с очевидностью установить, на какой КБК участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23).
С 2016 года при составлении и исполнении бюджетов КОСГУ не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 № 311-ФЗ). Соответственно, КОСГУ не используется для квалификации нецелевого использования бюджетных средств по операциям, совершенным с 01 января 2016 года.