Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления неоднократно высказывал позицию, что проведение преобразований муниципальных образований любым иным способом, не предусмотренным Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), а также преобразование и изменение границ территорий муниципальных образований без учета мнения населения соответствующих территорий, выраженного в установленной форме, недопустимо.

В этой связи следует отметить, что статьей 13 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что преобразование муниципальных образований осуществляется с согласия населения, выраженного представительным органом муниципального образования. Следовательно, отсутствие решения представительного органа муниципального образования о поддержке инициативы об объединении территорий городских и сельских поселений муниципального района и прекращении статуса муниципального образования, является нарушением требований о необходимости учета мнения населения поселения, выраженного в установленной форме (через представительный орган муниципального образования) и необходимого при проведении указанных территориальных изменений. В случае же наличия такого согласия (решения) представительного органа соответствующего поселения необходимо констатировать факт соблюдения требования, об учете мнения населения по рассматриваемому вопросу, выраженного в установленной форме.

При этом в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы о преобразовании муниципальных образований в обязательном порядке должны выноситься на публичные слушания.

Однако, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 июля 2010 г. № 931-О-О, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Решения, принятые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер.

Одновременно обращаем внимание, что определенные защитные меры для сохранения поселенческого уровня (городских и сельских поселений) и муниципальных районов Федеральным законом № 131-ФЗ всё же предусмотрены. Так, положения статьи 13 Федерального закона
№ 131-ФЗ допускают возможность объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, и предусматривают наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа, но только с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района. При этом если население двух и более поселений не выразило в установленной форме (путем принятия положительных решений представительных органов соответствующих муниципальных образований) своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не допускается.