Часть 1.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ определяет правомочность заседания представительного органа муниципального образования и сроки его проведения. Заседание представительного органа – это собрание депутатов представительного органа муниципального образования по решению вопросов, входящих в его компетенцию. Заседание обладает высшей нормотворческой силой.

Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (ч. 1.1 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ). Данная норма должна быть закреплена в уставах муниципальных образований. Таким образом, определяется кворум представительного органа муниципального образования. Кворум - это установленное минимальное число депутатов представительного органа местного самоуправления, без присутствия которых заседание считается неправомочным разрешать вопросы.

Указанные выше положения Федерального закона №131-ФЗ, а также назначение этого органа предусматривают личное присутствие депутатов на заседаниях, что исключает формы заочного (дистанционного) голосования. Таким образом, заседания должны проводиться исключительно в очной форме (дистанционное «присутствие» депутата на заседании с использованием средств видеоконференцсвязи, аудиоконференции или путем заполнения депутатом листа голосования в представительный орган муниципального образования не тождественны его фактическому присутствию на заседании).

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ достаточно подробно прописаны полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При этом данным Федеральным законом не предусмотрено изменение порядка работы в сложившихся условиях указанных органов (в том числе возможности использования заочного (дистанционного) голосования на заседаниях представительных органов муниципальных образований).

Учитывая, что в федеральном законодательстве соответствующих норм нет, представительные органы муниципальных образований не могут вносить в устав или в свой регламент норму, предусматривающую заочное (дистанционное) голосование на заседаниях представительного органа муниципального образования. Таким образом, заседание представительного органа муниципального образования, проводящееся в дистанционной форме с использованием средств видеоконференцсвязи, аудиоконференции и т.д. не может считаться правомочным.

Вместе с тем следует отметить, что соответствующие изменения федерального законодательства, позволяющие проводить указанные заседания дистанционно, но исключительно в условии режима чрезвычайной ситуации, заслуживают внимания. Однако для того, чтобы они могли быть успешно реализованы на практике и не мешали органам местного самоуправления осуществлять возложенные на них полномочия, необходимо наличие хорошего технического оснащения представительных органов муниципальных образований. Поэтому, в случае внесения соответствующих изменений, следует особо оговорить, при каких условиях возможно проведение заседаний представительных органов муниципальных образований дистанционно. Кроме этого, в случае внесения изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ, потребуется также внесение изменений в Федеральный закон № 68-ФЗ.

Что касается возможности проведения заседаний постоянных комитетов и комиссий представительного органа с применением дистанционного голосования или с использованием опросных листов, то в федеральном законодательстве нет никаких ограничений, в каких формах эти заседания проводятся. Представляется, что регламентом представительного органа муниципального образования такие формы работы указанных комитетов и комиссий могут быть предусмотрены.