Субвенции, предоставляемые из бюджета субъекта РФ местным бюджетам, – одна из форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (ст.ст. 6, 85, 129, 135, 140 БК РФ).
Как правило, расходование средств субвенции осуществляется в соответствии с подписанным сторонами соглашением. Вместе с тем в рассматриваемой ситуации средства предоставляются в рамках программы «Ремонт и содержание автомобильных дорог», в которую входят, в том числе, мероприятия по ремонту уличного освещения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Объекты освещения автомобильных дорог предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, и являются элементами обустройства автомобильных дорог (п. 5 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к вопросам местного значения (пп. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
На протяжении нескольких лет специалисты финансового ведомства указывают на необходимость расходования средств дорожных фондов, финансируемого в том числе и из предоставленных субвенций, строго в соответствии с установленными БК РФ целями создания дорожных фондов (письма Минфина России от 29.08.2014 № 02-03-11/43286, от 06.03.2013 № 02-03-10/6762, от 02.07.2012 № 02-03-10/2481).
При принятии решения о возможности осуществления конкретных расходов за счет средств дорожных фондов необходимо руководствоваться положениями:
- Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 (далее – Классификация);
- нормативного правового акта, определяющего в соответствии с положениями ст. 179.4 БК РФ порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда соответствующего публично-правового образования.
Согласно пп. «к» пп. 4 п. 6 раздела IV Классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог, в частности по элементам обустройства автомобильных дорог, входят в числе прочих следующие:
- поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения (включая автономные системы освещения) дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений;
- обслуживание систем контроля и управления линиями электроосвещения;
- замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, системы вентиляции, светофорные объекты, информационные щиты и указатели, метеостанции, видеосистемы, счетчики учета интенсивности движения и иные подобные объекты;
- проведение испытаний линий электроосвещения.
Соответственно, источником финансового обеспечения расходов муниципального образования на ремонт уличного освещения автомобильных дорог в границах такого муниципального образования могут являться средства субвенции на ремонт и содержание автомобильных дорог.