Муниципальные образования, действующие в условиях ограничений, предусмотренных п. 3–4 ст. 136 БК РФ, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Следовательно, для определения возможности осуществления дотационным муниципальным образованием соответствующих расходов необходимо выяснить, возлагают ли Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Краснодарского края на органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области полномочие по возмещению муниципальным служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения.

Правовые основы муниципальной службы в России составляют Конституция Российской Федерации, а также Закон № 25-ФЗ и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ч. 1 ст. 3 Закона № 25-ФЗ).

Насколько можно судить, никакие из положений Закона № 25-ФЗ не гарантируют муниципальным служащим возмещение расходов на наем (поднаем) жилого помещения. Не вытекает, на наш взгляд, соответствующее полномочие и из перечня вопросов местного значения муниципального района, закрепленного ст. 15 Закона № 131-ФЗ.

Между тем, как устанавливает ч. 3 ст. 23 Закона № 25-ФЗ, законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии. Однако Областной закон Ростовской области от 09 октября 2007 г. № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области» также не содержит положений, которые гарантировали бы муниципальным служащим возмещение за счет средств местного бюджета расходов на наем (поднаем) жилого помещения.

Сведениями о том, что рассматриваемая гарантия предусмотрена какими-либо иными законодательными актами России и(или) Ростовской области, мы в настоящее время не располагаем.

Остается заключить, что возмещение муниципальным служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения не отнесено Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Ростовской области к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области.

В то же время согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 25-ФЗ, ч. 10 ст. 9 Закона № 786-ЗС уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии. И все же подчеркнем, что реализовать это право посредством установления в уставе дополнительных гарантий муниципальным служащим могут, на наш взгляд, только муниципальные образования, не действующие в условиях ограничений, предусмотренных п. 3–4 ст. 136 БК РФ.

Заметим также, что на основании абз. 2 ч. 5 ст. 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Тем не менее финансирование таких дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы России (абз. 3 ч. 5 ст. 20 Закона № 131-ФЗ).

В этой связи полагаем, что дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи не могут устанавливаться дотационными муниципальными образованиями в том числе на основании абз. 2 ч. 5 ст. 20 Закона № 131-ФЗ (дополнительно см. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (утв. Минфином России 29 ноября 2023 г.)).

С учетом изложенного, по нашему мнению, муниципальные образования Ростовской области, действующие в условиях ограничений, предусмотренных п. 3–4 ст. 136 БК РФ, не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с возмещением муниципальным служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения.

К сведению: Перечень доходов физических лиц, полностью или частично не подлежащих налогообложению НДФЛ, установлен ст. 217 НК РФ и является исчерпывающим.

Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами для плательщиков, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, определен ст. 422 НК РФ и также закрыт.

Компенсация, порядок ее выплаты, а в некоторых случаях и лимит, должны быть установлены законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (п. 1 ст. 217, пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Если же компенсационная выплата предусмотрена локальным актом (документом) учреждения, то она является доходом физического лица, в рассматриваемой ситуации – доходом муниципального служащего, и облагается НДФЛ и страховыми взносами.