При определении нормативности правового акта необходимо руководствоваться п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 № 50, в котором указаны признаки, характерные для нормативного правового акта (НПА), а именно:

- принятие (издание) правового акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом;

- наличие в акте правовых норм (правил поведения), направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений;

- правовые нормы обязательны к исполнению для неопределенного круга лиц;

- правовой акт рассчитан на неоднократное применение.

Аналогичную позицию сформулировал Конституционный суд РФ, указав, что нормативные свойства правового акта обусловлены не одними только его внешними, формальными атрибутами, а должны выявляться, прежде всего, на основе содержательных критериев, которые сводятся к определению того, в частности, оказывает ли правовой акт общерегулирующее воздействие на общественные отношения, содержатся ли в нем предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц – участников соответствующих правоотношений, рассчитан ли он на многократное применение (см. постановление Конституционного суда РФ от 31.03.2015 № 6-П).

На основании этих критериев можно сделать следующий вывод:

1) если принимается положение об оплате труда работников конкретного МКУ, то его нормы применяются к ограниченному кругу лиц – работникам конкретного МКУ. Соответственно, такой документ с точки зрения ст. 8 ТК РФ будет являться локальным нормативным актом работодателя, а не НПА;

2) если принимается типовое положение об оплате труда работников МКУ (обезличенное), то его нормы могут применяться к неограниченному кругу лиц – работникам любых МКУ, которые находятся в ведении администрации или могут быть созданы в будущем. Такой документ соответствует всем вышеуказанным критериям, а значит, является НПА.

В нашей практике органы местного самоуправления обычно утверждают типовое положение об оплате труда (постановлением администрации), а затем на основании этого НПА каждое подведомственное учреждение утверждает свое положение об оплате труда (приказом директора). Уставом учреждения может быть предусмотрено согласование положения учредителем.