Классификации и правовому положению юридических лиц посвящена гл. 4 (ст.ст. 48–123.28) ГК РФ и законы, регулирующие отношения в отношении конкретных видов юридических лиц (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и т. д.).
Частью 4 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
При этом в соответствии с абзацем первым п. 6 ст. 66 ГК РФ, абзацем вторым п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.
Как следует из изложенного, закон запрещает органам местного самоуправления участвовать в хозяйственных обществах от своего имени, но прямо предусматривает возможность такого участия для публично-правовых образований, муниципальных образований, от имени которых в соответствующих правоотношениях выступают органы местного самоуправления.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Способы приватизации государственного и муниципального имущества установлены в п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Данный перечень является закрытым и включает в себя: преобразование унитарного предприятия в акционерное общество либо в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, либо на конкурсе, либо посредством публичного предложения; продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления (постановление АС Поволжского округа от 07.11.2018 № Ф06-37430/18 по делу № А57-31913/2017).
Иными словами, действующее законодательство исходит из принципа недопустимости произвольного отчуждения имущества из публичной собственности, более того, устанавливает повышенные стандарты соблюдения порядка его отчуждения путем определения императивных процедур совершения сделок с государственным и муниципальным имуществом, что допускает возможность приобретения такого имущества по иным гражданско-правовым основаниям только в случаях, прямо предусмотренных законом (постановление Восемнадцатого ААС от 16.05.2018 № 18АП-5285/18). При этом указанной нормой такой способ приватизации, как внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал ООО, не предусмотрен (постановления АС Волго-Вятского округа от 08.02.2019 № Ф01-6368/18 по делу № А28-553/2018 (определением Верховного суда РФ от 06.06.2019 № 301-ЭС19-7408 по делу № А28-553/2018 было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ), ФАС Центрального округа от 09.04.2013 № Ф10-423/13 по делу № А62-4038/2012 и от 05.09.2013 № Ф10-2363/13 по делу № А62-5896/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.07.2010 по делу № А03-8402/2009 (извлечение)). По мнению ФАС России, является нарушением антимонопольного законодательства и законодательства о приватизации и внесение вклада в имущество ООО со стороны муниципального образования (постановления Управления ФАС по Новгородской области от 23 октября 2019 г., от 30 августа 2019 г.). Аналогичное мнение распространено и в судебной практике. На практике встречаются единичные случаи внесения неденежных вкладов в уставные капиталы ООО при их увеличении со стороны муниципальных образований (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 № 12АП-6837/18).
Подытоживая вышеизложенное:
1. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
2. Участие муниципального образования в создании хозяйственных обществ возможно только в виде приватизации муниципального имущества при преобразовании муниципального унитарного предприятия.