В первую очередь отметим, что любое решение по отнесению объекта к тому или иному виду нефинансовых активов прежде всего основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества. Согласно п. 34 Инструкции № 157н соответствующие решения в учреждении должны быть приняты постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов. Также п. 53 Инструкции № 157н определено, что группировка основных средств осуществляется по группам имущества, предусмотренным п. 37 Инструкции № 157, и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ.
Согласно п. 36 Инструкции № 157н объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, принимаются к учету на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права. То есть для постановки на балансовый учет объектов недвижимости в наличии у учреждения обязательно должен быть документ о регистрации права, то есть выписка из ЕГРН (ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Гражданское законодательство не содержит исчерпывающего перечня объектов недвижимого имущества. Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Как следует из данной нормы, объект недвижимости – это индивидуально определенная вещь с определенными техническими характеристиками, главный признак недвижимости – это прочная связь с землей, что является в определенной степени категорией оценочной. Потому ее наличие для объектов, прямо не называемых недвижимостью в законе, может быть установлено только в каждом конкретном случае.
Однако следует помнить, что права на такие объекты, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
В связи с этим решение вопроса о возможности отнесения к недвижимости того или иного искусственно созданного и прочно связанного с землей объекта во многом зависит от фактических обстоятельств дела, характеристик конкретного объекта, его функционального назначения, обстоятельств его создания и т. п. Суды исходят из того, что, помимо тесной связи с землей, объект недвижимого имущества должен соответствовать и таким критериям, как:
- обладание полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором находится объект;
- обладание полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса;
- невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
Таким образом, при возникновении споров об отнесении каких-либо объектов к недвижимому имуществу важное значение приобретает, в частности, являющийся в большей степени не юридическим, а техническим вопрос о соответствии признакам недвижимости физических свойств и технического назначения этих объектов.
Анализ судебной практики показывает, что такие объекты, как детские площадки, могут учитываться в составе движимого имущества (см., например, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 № 15АП-8720/2008, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 № 07АП-7145/09, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.11.2014 № А12-24776/2014).
В то же время в некоторых случаях органы власти и местного самоуправления при передаче имущества детские и спортивные площадки квалифицируют в качестве недвижимого имущества.
Выбор решения зависит прежде всего от технических характеристик, особенностей конкретного объекта (см. также письмо Федеральной налоговой службы от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@ «О рекомендациях по определению вида некоторых объектов имущества (движимое/недвижимое) в целях администрирования налога на имущество организации»).
Еще раз напомним, что если комиссией учреждения будет принято решение об отнесении рассматриваемых объектов к самостоятельным объектам недвижимости, то они должны быть зарегистрированы в установленном порядке и подтверждаться выпиской из ЕГРН.
В случае возникновения сомнений в квалификации объекта, с целью включения его в категорию недвижимого имущества, учреждение может обратиться в соответствующий уполномоченный орган для осуществления регистрации приведенных объектов.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что вопрос квалификации указанных объектов в качестве движимого или недвижимого имущества относится к компетенции специалистов учреждения. С учетом имеющихся документов и характеристик конкретного объекта следует установить, имеют ли указанные объекты прочную связь с землей, а также возможность их перемещения без несоразмерного ущерба их назначению. Кроме того, для определения возможности регистрации объектов в качестве недвижимого имущества ответственные специалисты учреждения могут обратиться в соответствующий уполномоченный орган.