Указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, которая определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму.
В пункте 31 Стратегии определены задачи государственной политики в сфере противодействия экстремизму, такие как:
а) создание единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму;
б) совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;
в) консолидация усилий субъектов противодействия экстремизму, институтов гражданского общества и иных заинтересованных организаций;
г) организация в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», информационного сопровождения деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также реализация эффективных мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии;
д) разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности.
Пунктом 3 Стратегии определено, что правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Таким образом, реализация полномочий в сфере государственной политики в сфере противодействия экстремизму не отнесена к компетенции органов местного самоуправления сельского поселения.
Помимо этого, Стратегия не устанавливает обязанности для органов местного самоуправления сельских поселений включать основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, перечисленные в п. 31 Стратегии, в муниципальные нормативные правовые акты.
В данном случае необходимо исходить из норм законодательства, закрепляющих за органами местного самоуправления вопросы местного значения.
Статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрено, что в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Корреспондирующие положения закреплены в Федеральном законе от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Какие это должны быть меры, органы местного самоуправления определяют самостоятельно исходя из местных приоритетов и ситуации в поселении. Таким образом, требования прокурора не основаны на нормах закона.