В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Абзацем первым п. 4 ст. 62 ГК РФ предусмотрено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
При этом действующим законодательством не предусмотрено запретов и ограничений для назначения председателем ликвидационной комиссии лица, осуществляющего функции директора предприятия. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами (п. 4 ст. 62 ГК РФ, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.03.2015 № Ф10-147/15 №А14-8487/2014). Соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ. Руководитель (председатель) ликвидационной комиссии приобретает право действовать от имени предприятия без доверенности, в том числе подписывать соответствующие документы от имени предприятия. Таким образом, с момента назначения ликвидационной комиссии полномочия руководителя юридического лица прекращаются в силу закона (см., например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 № 18АП-12927/14).
Однако ни Законом № 161-ФЗ, ни ГК РФ не предусматривается необходимость издания какого-либо специального приказа о снятии полномочий с директора и возложении их на ликвидационную комиссию. Издание приказа, касающегося прекращения деятельности руководителя предприятия как единоличного исполнительного органа, необходимо исключительно в рамках оформления трудовых отношений.
Ликвидатором может быть назначен как действующий директор, так и бухгалтер предприятия, а также лицо со стороны, назначенное в качестве такого администрацией (учредителем).
Как видите, не может одновременно функционировать и директор, и ликвидатор.
Каких-либо особых требований к членам ликвидационной комиссии (к их правовому статусу, образованию, компетенции и т. д.) и ее руководителю законодательство не содержит.
Но, как мы говорили, к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица, и поэтому сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) вносятся в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 62 ГК РФ, пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Соответственно, если в качестве руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) будет избрано лицо из числа указанных в пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации, регистрирующий орган может отказать в регистрации сведений о таком руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) (постановления АС Московского округа от 07.03.2019 № Ф05-1842/19, АС Северо-Западного округа от 07.06.2018 № Ф07-4333/18, АС Поволжского округа от 08.06.2017 № Ф06-20535/17).
Членами ликвидационной комиссии могут быть назначены как участники хозяйственного общества (или представители юридических лиц – участников), так и третьи лица. Включение в состав ликвидационной комиссии руководителя ликвидируемого юридического лица необязательно. Количество членов ликвидационной комиссии может быть любым, соответствующие требования законодательством не установлены, но целесообразно, чтобы оно было нечетным – это поможет избежать при голосовании равного количества голосов за противоположные решения. Поскольку к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению юридическим лицом (п. 4 ст. 62 ГК РФ), перед избранием членов ликвидационной комиссии необходимо убедиться в отсутствии применения к данным лицам меры административного наказания в виде дисквалификации.