В соответствии с п.п. 1, 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Отдельные виды имущества учреждение вправе продать только с согласия собственника данного имущества.

Без согласия собственника учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, включая доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет них имущество, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если такие сделки нельзя отнести к крупным или сделкам с заинтересованностью (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Поэтому в отношении реализации металлолома получать согласие не требуется.

НДС

С 01 января 2018 года НДС по операциям реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов уплачивают покупатели в качестве налоговых агентов (за исключением физлиц, не являющихся ИП) (п. 8 ст. 161 НК РФ). Налоговая база определяется покупателями – налоговыми агентами расчетным методом исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом НДС.

При реализации металлолома (а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок) учреждение-продавец составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС, при этом делает соответствующую надпись или ставит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (абзац второй п. 5 ст. 168 НК РФ, письмо Минфина России от 23.12.2019 № 03-07-11/100643).

Исключение предусмотрено для случаев, когда учреждение освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика, в частности, в соответствии со ст. 145 НК РФ. При этом учреждение-продавец в договоре, первичном учетном документе и счете-фактуре делает соответствующую запись или проставляет отметку «Без налога (НДС)». Однако если учреждение недостоверно укажет в документах или договоре на реализацию металлолома или макулатуры «без НДС», то обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на него.

Еще налогоплательщику-продавцу надо самостоятельно исчислить и уплатить НДС при реализации указанных товаров физлицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, которые налоговыми агентами не признаются (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

В письме ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@ приведены рекомендации по составлению с 01 января 2018 года счетов-фактур и других документов по НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов. К письму прилагаются образцы заполнения, в частности:

1. Счет-фактура на оплату (частичную оплату).

2. Счет-фактура на отгрузку.

3. Корректировочный счет-фактура на увеличение стоимости отгрузок.

4. Корректировочный счет-фактура на уменьшение стоимости отгрузок.

5. Книга продаж налогоплательщика-продавца.

6. Книга покупок налогоплательщика-продавца.

Полагаем, что эти рекомендации справедливы и при реализации макулатуры.

Операции по реализации лома и макулатуры в разделе 3 налоговой декларации по НДС налогоплательщиками-продавцами не отражаются. Вместе с тем указанные операции отражаются налогоплательщиками-продавцами в книге продаж и, соответственно, в разделе 9 налоговой декларации по НДС (в книге покупок и разделе 8 налоговой декларации по НДС в случае выставления корректировочных счетов-фактур) (см. п. 1 письма ФНС России от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@).

При регистрации счетов-фактур в книге продаж в графе 2 и в строке 10 раздела 9 декларации следует указывать следующие коды вида операций (см. примечание к приложению 5 письма ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@):

- 33 – при поступлении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома;

- 34 – при отгрузке лома, в том числе в счет оплаты (частичной оплаты).

Отметим, что восстанавливать «входной» НДС (если он ранее был принят к вычету) при оприходовании на склад лома (а также при утилизации) не надо (письмо Минфина России от 30.12.2020 № 03-07-11/116089).

Налог на прибыль

При ликвидации основных средств, выводимых из эксплуатации, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, независимо от их дальнейшего использования или неиспользования в деятельности организаций бюджетной сферы, учитываются в составе внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 18.02.2016 № 03-03-05/8970).

Оценка такого дохода проводится исходя из рыночных цен с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п.п. 5 и 6 ст. 274 НК РФ) (см. также письмо Минфина России от 10.08.2012 № 03-03-06/1/400).

В составе внереализационных доходов, указанных в ст. 250 НК РФ, стоимость материальных запасов, полученных при списании неамортизируемого имущества, прямо не поименована. Однако, поскольку указанный перечень является открытым, рыночная стоимость материалов, полученных при списании указанного имущества, также подлежит включению во внереализационные доходы с учетом положений п. 5 ст. 274 НК РФ (см. также письма Минфина России от 08.08.2013 № 03-03-06/4/32160, от 21.10.2009 № 03-03-05/188, ФНС России от 23.12.2009 № 3-2-13/227).

Согласно пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ дата получения внереализационных доходов в виде рыночной стоимости материальных запасов, полученных при списании с баланса объектов имущества, определяется на дату Актов о списании имущества (ф. 0504104, 0504105, 0504143) или иных аналогичных документов.

Доход в виде стоимости полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств материалов отражается по строке 102 Приложения № 1 к Листу 2 декларации по налогу на прибыль организаций, показатель которой учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ).

Также при определении налоговой базы учитывается доход, полученный от реализации металлолома (письмо Минфина России от 07.04.2016 № 03-03-06/3/19798) и макулатуры.

Доход от продажи металлолома (макулатуры) отражается по строке 014 «Выручка от реализации прочего имущества» Приложения № 1 к Листу 2 декларации по налогу на прибыль организаций (ст. 249 НК РФ).

Во внереализационных расходах учреждение вправе признать затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, если они осуществляются за счет средств от приносящей доход деятельности. Кроме того, доход можно уменьшить на сумму недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Напомним, что в целях налогового учета амортизируются основные средства, приобретенные за счет средств от платной деятельности и используемые для получения дохода. Данные расходы отражаются по строке 204 Приложения 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

При продаже металлолома, полученного от ликвидации (списания) основных средств, по общему правилу организация бюджетной сферы вправе уменьшить доход в виде полученной выручки (п. 1 ст. 248 НК РФ) на сумму расхода в виде стоимости реализованных материальных ценностей (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, письма Минфина России от 30.09.2010 № 03-03-06/1/621, от 19.04.2010 № 03-03-06/1/275). Стоимость имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 250 НК РФ (абзац второй п. 2 ст. 254 НК РФ).

В налоговой декларации эти расходы отражаются по строке 060 Приложения № 2 к Листу 2 декларации по налогу на прибыль организаций.

Налоговое законодательство не содержит исключения из этого правила для случаев реализации материальных ценностей, полученных при ликвидации (демонтаже, списании) основных средств, созданных (приобретенных) за счет целевых поступлений или средств целевого финансирования. Поэтому при реализации металлолома, полученного при ликвидации (списании) основных средств, стоимость которого была учтена в составе доходов, выручка (доход) может быть уменьшена на стоимость реализованного металлолома.

Вопрос возможности учета в расходах в целях главы 25 НК РФ стоимости металлолома, который получен при списании неамортизируемого имущества, а впоследствии реализован, налоговым законодательством не урегулирован.

По мнению специалистов финансового ведомства, если материалы получены при демонтаже или разборке имущества, не являющегося основным средством, у налогоплательщика отсутствуют расходы по приобретению имущества, которые могли бы быть учтены при формировании его стоимости в соответствии с положениями ст. 254 НК РФ (письма Минфина России от 08.12.2010 № 03-03-06/1/764, от 06.04.2010 № 03-03-06/1/234, от 21.10.2009 № 03-03-05/188). Подобная точка зрения находит отражение и в некоторых судебных решениях (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.08.2013 № Ф04-3572/13).

Таким образом, признание расходов в виде рыночной цены материальных запасов (в том числе металлолома), полученных в результате списания имущества, не являющегося основным средством, может привести к разногласиям с контролирующими органами.