Согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 19 мая 2020 г. № 274 «Об утверждении Порядка осуществления выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях осуществления отдельных видов закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Крым» авансовые платежи, получаемые юридическими лицами по контрактам, заключаемым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком, подлежат казначейскому сопровождению в установленном порядке.

Согласно п. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

При заключении соответствующих договоров (контрактов) казенному учреждению необходимо соблюдать нормы гражданского законодательства.

В частности, в соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. При этом стороны договора определяют условия сделки, в том числе и порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги установлено гражданским законодательством (см., например, ст. 487 ГК РФ).

Однако, предусматривая в договорах (контрактах) условия об авансовых платежах, казенные учреждения должны также учитывать и иные требования, содержащиеся в законе или иных правовых актах. Законами (решениями) о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для учреждений – получателей бюджетных средств (к которым в силу положений ст. 6 БК РФ относятся казенные учреждения).

Если условиями контракта предусмотрена поэтапная приемка его исполнения с авансированием каждого этапа, постановка на учет денежных обязательств по авансированию следующего этапа не осуществляется до приемки результатов исполнения текущего (см., например, п. 23 приказа Минфина России от 30 октября 2020 г. № 258н «Об утверждении Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства»).

На федеральном уровне такие ограничения в настоящее время установлены п. 18–20 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496).

При этом последние годы действия абзаца четвертого подп. «а», а также подп. «б» (в части права предусматривать авансовые платежи, подлежащие в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, в размере, не превышающем 30 % суммы договора (государственного контракта)) п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета», были приостановлены.

На 2025 год соответствующее постановление еще не принято. Есть только проект (см. https://regulation.gov.ru/Regulation/npa/PublicView?npaID=153728).

В силу принципа самостоятельности бюджетов, закрепленного ст. 31 БК РФ, муниципальные образования самостоятельно устанавливают ограничения для получателей средств региональных и местных бюджетов соответственно.

Между тем постановлением Правительства Российской Федерации о приостановлении абзаца четвертого подп. «а», а также подп. «б» (в части права предусматривать авансовые платежи, подлежащие в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, в размере, не превышающем 30 % суммы договора (государственного контракта)) п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета», местным администрациям рекомендовано принять меры, обеспечивающие включение в заключаемые получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) договоры (государственные (муниципальные) контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также в ранее заключенные договоры (государственные (муниципальные) контракты) условий об авансовых платежах в размерах, аналогичных размерам, установленным для получателей средств федерального бюджета.

Подчеркнем, что рассматриваемая норма носит лишь рекомендательный характер, а потому уполномоченные органы субъектов РФ и муниципальных образований безусловно вправе предусмотреть иные (в том числе более жесткие) ограничения авансовых платежей для региональных или муниципальных учреждений соответственно.

Из этого следует, что администрация поселения вправе самостоятельно устанавливать ограничения по авансированию. При этом администрация вправе применять ограничения, установленные для федеральных учреждений, на основании вышеизложенного. Кроме того, есть ограничения, установленные п. 9 постановления Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2018 г. № 662 «О мерах по обеспечению исполнения бюджета Республики Крым».

В рассматриваемой ситуации предметом контракта является «Капитальный ремонт (с целью благоустройства) сквера Ветеранов». По нашему мнению, сквер не является объектом капитального строительства. Если руководствоваться п. 9 постановления Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2018 г. № 662 «О мерах по обеспечению исполнения бюджета Республики Крым», то заказчик вправе установить аванс в размере 30 %. Если руководствоваться постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496, то заказчик вправе установить аванс в размере 50 %.