В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. На основании ст.ст. 125 и 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника могут осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст. 294, 296 ГК РФ (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Таким образом, в качестве собственника муниципальное образование принимает решение о наиболее эффективном способе использования своего имущества (закреплении его за конкретной организацией на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или учете в составе имущества казны). В основе решения по каждому объекту должно лежать социальное и экономическое обоснование.

В соответствии с положениями абзаца шестого п. 38 Инструкции № 162н поступление по сформированной стоимости безвозмездно полученных нефинансовых активов имущества казны отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» (0 108 51 310, 0 108 52 310, 0 108 54 320, 0 108 55 330, 0 108 56 340, 0 108 57 310) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 190 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления».

Согласно п. 9.9.5 Порядка № 209н безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) отражаются с применением подстатьи 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» КОСГУ.

В свою очередь, при безвозмездном получении нефинансовых активов ранее начисленная амортизация отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 190 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» (абзац второй п. 19 Инструкции № 162н).

Таким образом, в бюджетном учете органа, осуществляющего учет имущества казны, хозяйственная операция по поступлению водопроводных сетей от общества с ограниченной ответственностью отражается следующими корреспонденциями:

1. Дебет 1 108 5Х 410 Кредит 1 401 10 195 – отражена балансовая стоимость поступивших объектов в казну органа местного самоуправления.

2. Дебет 1 401 10 195 Кредит 1 104 5Х 411 – отражена сумма начисленной амортизации поступивших объектов в казну органа местного самоуправления (при наличии).