Средства, полученные бюджетным учреждением в виде возмещения ущерба, являются собственными доходами учреждений и подлежат отражению по КФО 2 (в отношении прошлых периодов см., к примеру, письмо Минфина России от 24.11.2014 № 02-06-10/59651). Как правило, обязанности в перечислении таких средств в доход соответствующего бюджета у учреждения не возникает, они расходуются в общеустановленном порядке.
Исходя из разъяснений финансового ведомства прошлых периодов, это правило работает и в отношении договоров (контрактов), заключенных за счет средств целевых субсидий (письмо Минфина России от 26.09.2013 № 02-15-11/39907).
В то же время порядок определения объема и условий предоставления целевых субсидий устанавливается учредителем. Конкретные условия определяются в соглашении о предоставлении целевой субсидии. Среди прочих условий может быть предусмотрена обязанность по перечислению в бюджет денежных средств, поступивших в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) условий договора (контракта), заключенного за счет средств КФО 5 или КФО 6.
Таким образом, если иное не предусмотрено соглашением о предоставлении целевой субсидии, средства, полученные бюджетным учреждением в виде сумм принудительного изъятия по договорам (контрактам), будут являться собственными доходами учреждения. Такие средства подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом учреждению в соответствующем органе, и используются им в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности на любые цели, в том числе на выплату заработной платы (письмо Минфина России от 25.03.2013 № 02-06-07/9374).
Если же условиями предоставления целевой субсидии будет установлена обязанность перечисления штрафных санкций в доход бюджета, то информация о реквизитах лицевого счета и соответствующем коде доходов бюджета должна быть доведена учредителем. Дело в том, что Порядком № 82н не предусмотрен соответствующий код бюджетной классификации ввиду отсутствия безусловной обязанности перечисления указанных средств в доход бюджета.
Таким образом, при решении данного вопроса необходимо исходить из положений Соглашения.
В соответствии с Инструкциями по применению планов счетов начисление задолженности по доходам в части сумм принудительного изъятия осуществляется по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 40 000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» и кредиту счетов 0 401 10 140 «Доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущербов», 0 401 40 140 «Доходы будущих периодов от штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущербов» (п. 109 Инструкции № 174н).
В свою очередь, зачисление в доход текущего отчетного периода доходов будущих периодов отражается по дебету счета 0 401 40 140 «Доходы будущих периодов от штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущербов» в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 140 «Доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущербов» (п. 158 Инструкции № 174н, см. также письмо Минфина России от 03.09.2018 № 02-05-11/62851).