Прежде всего отметим, что согласно п. 1 ст. 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (п. 4 ст. 242 БК РФ).

При этом бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ).

Напомним, что казенные учреждения принимают бюджетные обязательства, заключают и оплачивают государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных на соответствующий финансовый год казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (п. 5 ст. 161, п. 3 ст. 219 БК РФ). Принятие же бюджетных обязательств и их оплата в текущем году бюджетными средствами прошлых лет нарушают принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).

Таким образом, любые остатки средств (в том числе учтенные в составе дебиторской задолженности), образовавшиеся из расходных операций прошлых лет, независимо от причины образования не могут быть использованы при исполнении бюджетной сметы текущего финансового года и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.

В соответствии с п. 85, абз. 14 п. 86 Инструкции № 162н дебиторская задолженность, образовавшаяся в рамках расходных операций текущего года на счете 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» в случае расторжения договорных отношений с контрагентом в текущем году, подлежит отражению на счете 1 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат». Перенос дебиторской задолженности на счет 1 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат» в этом случае отражается датой расторжения контракта либо датой принятия решения о его расторжении. При переносе дебиторской задолженности с аналитических счетов учета счета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» на аналитические счета учета счета 1 209 34 000 в 1–17 разрядах номера счета отражается код классификации расходов бюджета, по которому были отражены соответствующие кассовые выплаты при перечислении авансовых платежей.

При этом остатки по состоянию на начало и на конец финансового года по счету 1 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат», в 1–17 разрядах которого содержится код классификации расходов бюджета, не допускаются – дебиторская задолженность последним днем отчетного периода переносится на счет 1 209 36 000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет» последним днем отчетного периода (п. 9.7 раздела I Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 № 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932, п. 10.8 Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2018 № 02-06-07/6076, 07-04-05/02-1648).

Администраторы бюджетных доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам отражают их по элементу вида расходов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат», в увязке с подстатьей 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ (п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.6 Порядка № 209н).

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации договорные отношения с контрагентом прекращены (договор расторгнут), полагаем, что датой расторжения договора дебиторскую задолженность, отраженную на счете 1 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи», допустимо перенести в состав задолженности по доходам от возврата дебиторской задолженности прошлых лет (на счет 1 209 36 000).

Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:

Дебет КДБ 1 209 36 56Х Кредит КРБ 1 206 26 66Х – дебиторская задолженность перенесена в состав задолженности по доходам от возврата дебиторской задолженности прошлых лет (при условии, что контракт был расторгнут в 2022 году).

Если же расторжение было в 2021 году, то в бюджетном учете необходимо исправить ошибку прошлых лет.

В целях отражения в учете выявленной ошибки следует руководствоваться Стандартом «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Если ошибка была совершена в прошлые годы, то для целей ее исправления в текущем году при формировании бухгалтерских записей необходимо использовать специальные счета, применяемые в целях исправления ошибок прошлых лет (п.п. 276, 281, 298 Инструкции № 157н, п. 17 раздела V Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480).

Исправление ошибки в рассматриваемом случае отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью (п. 28 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Такие записи необходимо оформить Бухгалтерской справкой (ф. 0504833), в которой делаются ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления. При этом бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бюджетном учете и отчетности – они отражаются в отдельном Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет.

При разработке корреспонденций счетов следует исходить из того, что при исправлении ошибок прошлых лет, выявленных самостоятельно и не корректирующих показатели на счетах финансового результата, используется счет 0 304 86 000.

Отметим, что типовые корреспонденции по исправлению ошибок прошлых лет в Инструкции № 162н отсутствуют. Поэтому конкретный порядок отражения таких хозяйственных операций следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н, и закрепить в рамках формирования учетной политики.

В бюджетном учете казенного учреждения корреспонденции счетов по переносу дебиторской задолженности могут быть отражены следующим образом:

Дебет КДБ 1 209 36 56Х Кредит КБК 1 304 86 731;

Дебет КБК 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 209 26 66Х – дополнительной бухгалтерской записью отражен перенос дебиторской задолженности в состав дебиторской задолженности прошлых лет.