В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» органы местного самоуправления, органы местной администрации относятся к организациям бюджетной сферы.

Согласно абзацу 5 п. 52 Стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» активы и (или) обязательства, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы, в том числе в результате реорганизации учреждений, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) - по стоимости, отраженной в документах, подтверждающих переход прав на активы, обязательства (в передаточных документах).

Отражение фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете осуществляется на основании первичных учетных документов (п. 20 Стандарта «Концептуальные основы»), поэтому для отражения в бюджетном учете недвижимого имущества недостаточно иметь на руках только зарегистрированные правоустанавливающие документы. Для оформления поступления объектов недвижимого имущества оформляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), а также для обеспечения достоверности учета как у передающей, так и у принимающей стороны оформляется Извещение (ф. 0504805) (смотрите также письма Минфина России от 06.04.2020 № 02-06-10/27272, от 07.05.2020 № 02-06-05/36826).

Таким образом, для целей отражения полученного объекта недвижимости в составе имущества казны от другой организации бюджетной сферы в рассматриваемой ситуации информация о его кадастровой стоимости значения не имеет. Такой объект должен отражаться по стоимости, определенной в документах передающей стороны.

В свою очередь, казенным учреждением для исчисления налога на имущество организаций налоговая база определяется на основании данных бухгалтерского учета. Однако объектом налогообложения признается недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). Администрация муниципального образования входит в структуру органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее - Закон № 131-ФЗ). Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, от имени публично-правового образования осуществляют права собственника (п. 2 ст. 125, пп. 2, 3 ст. 215, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом № 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц (ч. 2 ст. 41 Закона № 131-ФЗ).

Имущество закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ).

Таким образом, недвижимость, как и иное имущество, может принадлежать учреждениям только на праве оперативного управления. А значит, положения подп. 2 п. 1 ст. 374 и ст. 378.2 НК РФ о налогообложении недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости не применяются к организациям бюджетной сферы. Это обусловлено тем, что по кадастровой стоимости может облагаться имущество, принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (подп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ, письмо ФНС России от 21.02.2020 № БС-4-21/3091@).

Следовательно, объектом налогообложения налогом на имущество в рассматриваемой ситуации признается недвижимое имущество, закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления и учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского (бюджетного) учета (на счете 101 00 «Основные средства»), а налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества (подп. 1 п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ, письма Минфина России от 17.09.2020 № 03-05-05-01/81536, от 31.03.2020 № 03-05-05-01/25436, от 25.03.2020 № 03-05-05-01/23473, от 04.10.2019 № 02-06-10/76360, от 13.12.2017 № 03-05-05-01/83122). То есть недвижимое имущество, закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления, не может облагаться налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости ни у администрации, ни у подведомственных учреждений. Включение этого имущества департаментом имущественных отношений в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не соответствует положениям п. 1 ст. 374 НК РФ.

Имущество муниципальной казны не является объектом налогообложения, поскольку органы местного самоуправления не являются собственниками имущества, а только осуществляют полномочия по управлению имуществом, составляющим казну (письма Минфина России от 01.07.2015 № 03-05-04-01/37951, от 24.04.2014 № 03-05-05-01/19291). Кроме того, не являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций объекты имущества казны, так как в настоящее время они отражаются в бюджетном учете обособленно от основных средств на счете 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны» (пп. 141-146 Инструкции № 157н, письма Минфина России от 13.11.2014 № 03-05-05-01/57463, от 10.04.2014 № 03-05-05-01/16408, от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32, от 22.06.2009 № 03-05-05-01/35, от 27.10.2009 № 03-05-04-01/88).