Безвозмездное получение материальных запасов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 190 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления» (п. 23 Инструкции № 162н).

Безвозмездные неденежные поступления текущего характера (в частности, материальных запасов) в сектор государственного управления от сектора государственного управления, организаций государственного сектора относятся на подстатью 191 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» КОСГУ (п. 9.9.1 Порядка № 209н).

Принятие к учету материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (п. 34 Инструкции № 157н). Для целей оформления такого решения приказом № 61н установлена форма первичного учетного документа Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441).

Для целей принятия к учету потребляемых материальных запасов в соответствии с положениями приказа № 61н и приказа № 52н могут быть использованы Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) или Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448).

Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:

Дебет КРБ 1 105 3Х 310 Кредит КДБ 1 401 10 191 – безвозмездное поступление материальных запасов от сектора государственного управления, организаций государственного сектора.

При определении цены безвозмездно полученных материальных запасов руководствуются нормами федерального стандарта «Запасы» с учетом разъяснений, изложенных в Методических рекомендациях по применению стандарта, доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 (далее – Методические рекомендации). Хозяйственную операцию по безвозмездной передаче материальных запасов следует квалифицировать как необменную операцию (см. п. 4 Методических рекомендаций). Поэтому первоначальной стоимостью полученных материальных запасов будет являться их справедливая стоимость на дату поступления в учреждение (п. 22 федерального стандарта «Запасы»). Обязанность определения справедливой стоимости следует возложить на комиссию учреждения по поступлению и выбытию активов, которая путем изучения рыночных цен на аналогичный товар в открытом доступе документально подтвердит цену материальных запасов (п. 4.1.2 Методических рекомендаций). По нашему мнению, комиссия вправе использовать анализ рынка для определения первоначальной стоимости принимаемых материальных запасов.