Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ...» (далее – Закон № 257-ФЗ) автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В свою очередь, к элементам обустройства автодорог относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п. 5 ст. 3 Закона № 257-ФЗ). Учитывая также положения Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», пешеходный переход и остановочная площадка (остановка) являются элементами обустройства дороги.
Кроме того, к числу мероприятий по капитальному ремонту автомобильных дорог относятся такие мероприятия, как устройство недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями (пп. 4 п. 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утв. приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402).
Таким образом, автобусные остановки являются элементами автомобильной дороги.
В ситуации, когда остановки не учтены в составе автомобильных дорог, можно провести инвентаризацию.
Выявленное при инвентаризации неучтенное имущество фиксируется в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. На основании Ведомости (ф. 0504092) инвентаризационной комиссией составляется акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
Неучтенные объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной (справедливой) стоимости (п. 31 Инструкции № 157н, п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, п. 52 федерального стандарта «Концептуальные основы...»). В соответствии с п. 25 Инструкции № 157н под текущей оценочной стоимостью на дату принятия к учету понимается справедливая стоимость указанного объекта. Определение текущей оценочной стоимости осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.
Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов может быть произведено комиссией по поступлению и выбытию активов на основании:
- данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Информация о действующей цене должна быть подтверждена документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.
В случае если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются субъектом учета на балансовых счетах в условной оценке: один объект – один рубль.
После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по материальным запасам, отраженным на дату признания в условной оценке, комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр их балансовой (справедливой) стоимости.
При этом комиссии по поступлению и выбытию активов вправе принять решение как об объединении объектов (автомобильная дорога и выявленные остановки) в единый объект (автомобильная дорога), так и об отражении остановок как самостоятельных объектов. При этом Комиссия должна руководствоваться положениями п.п. 7, 8 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, п.п. 38, 39, 45 Инструкции № 157н.
Следует отметить, что в зависимости от вида выявленного при инвентаризации неучтенного имущества его стоимость отражают по дебету соответствующих счетов 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы», 0 103 00 000 «Непроизведенные активы», 0 105 000 000 «Материальные запасы», счету 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны», 0 201 34 000 «Денежные средства в кассе учреждения», 0 201 35 000 «Денежные документы» и кредиту счета 0 401 10 189 «Иные доходы» (п.п. 7, 12, 16, 23, 120 Инструкции № 162н).
Таким образом, комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н, Комиссия) вправе принять решение об отнесении выявленных остановок в состав муниципальной казны. В основе обоснования, как правило, лежит принцип «необходимо ли данное имущество для исполнения полномочий органа местного самоуправления или нет». Если да, то основные средства, если нет – муниципальная казна.