Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны «сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении». Объем сведений о нарушителе, который считается достаточным для составления протокола, в КоАП РФ не раскрывается.
Как отмечается в судебной практике, в протоколе об административном правонарушении должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Достаточным признается указание фамилии, имени, отчества (при наличии), даты и места рождения (см., например, постановления Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17.07.2024 № 16-2461/2024, от 24.04.2024 № 16-1553/2024, от 27.04.2024 № 16-1955/2024).
Следовательно, если есть эти сведения, можно составить протокол. Нет необходимости дополнительно выяснять серию и номер паспорта, а также когда и кем он выдан. Если Ф.И.О., дата и(или) место рождения не известны, придется сделать запрос в уполномоченный орган.
Получение корреспонденции является правом граждан. Однако гражданин не может злоупотреблять своим правом и скрываться от вызовов на составление протокола. Если гражданин не является на почту или отказывается получить уведомление о почтовом отправлении, нужно руководствоваться следующими разъяснениями:
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения (п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»);
- не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств) (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Несмотря на то что эти разъяснения касаются судов, на практике они также применяются административными органами при составлении протоколов.
Если ожидается, что гражданин будет уклоняться от получения письма, рекомендуем назначать составление протокола таким образом, чтобы успело вернуться либо уведомление, либо конверт с почтовой отметкой о причинах возврата. Срок хранения почтовых отправлений составляет примерно месяц. В протоколе нужно расписать всю ситуацию с отправкой уведомления и сослаться на вышеуказанные разъяснения высших судебных органов.
Кроме того, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. В зависимости от конкретных обстоятельств дела извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т. п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату) (ст. 25.15 КоАП РФ).
Следовательно, при наличии финансирования можно выбрать более дорогой, но в то же время более быстрый способ извещения – телеграмму.