Плательщиками налога на прибыль признаются, в частности, организации (п. 1 ст. 246 НК РФ). При этом для целей НК РФ под организациями понимаются в том числе и юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).
В силу ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п. п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
При этом анализ положений различных актов, определяющих статус органов государственной власти (местного самоуправления), показывает, что такие органы и их территориальные подразделения могут иметь статус юридических лиц (письмо Минфина России от 29.07.2019 № 07-01-10/56504).
Таким образом, органы власти (местного самоуправления), включенные в Единый государственный реестр юридических лиц, являются плательщиками налога на прибыль организаций (см. также письмо Минфина России от 14.09.2011 № 03-03-05/91).
Любые доходы, отражаемые в бюджетном учете органов власти (местного самоуправления), подлежат зачислению в соответствующие бюджеты (см., в частности, ст. 41 БК РФ). В то же время согласно налоговому законодательству данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве основания для освобождения налогоплательщиков (в том числе и органов власти, местного самоуправления) от уплаты налога на прибыль.
Действующая в настоящее время редакция ст. 41 БК РФ не предполагает возможности уменьшения каких-либо сумм, подлежащих перечислению в доход бюджета, на величину расходов, осуществляемых участниками бюджетного процесса (в том числе и на величину расходов по уплате налогов). Таким образом, принятие решения о получении участниками бюджетного процесса каких-либо доходов обязывает уполномоченные органы предусматривать при утверждении их бюджетных смет источники финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих в связи с получением подобных доходов, в частности, по уплате налога на прибыль.
В то же время далеко не все доходы, отражаемые в бюджетном учете органов власти (местного самоуправления) в качестве администраторов доходов бюджетов, должны учитываться при налогообложении прибыли. Дело в том, что такие доходы подразделяются на поступления, получаемые органом власти (местного самоуправления):
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа власти (местного самоуправления) (см. письма Минфина России от 27.08.2019 № 03-03-07/65508, от 08.04.2016 № 03-05-05-03/20102);
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
В первом случае нет оснований для учета доходов при налогообложении прибыли – исходя из положений ст.ст. 11, 246 НК РФ публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль (см. письмо Минфина России от 02.12.2016 № 03-03-05/71652). А вот во втором случае доходы должны учитываться при налогообложении прибыли в общеустановленном порядке.
Согласно п. 1 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, может осуществляться, в частности:
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;
- органом исполнительной власти субъекта РФ в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Уполномоченные органы власти или органы местного самоуправления могут вовлекать в хозяйственный оборот земельные участки, по которым собственность не разграничена, например, при сдаче в аренду или установлении сервитута. В бюджетном учете такие земельные участки отражаются указанным органом власти или местного самоуправления на счете 1 103 13 000 «Прочие непроизведенные активы – недвижимое имущество учреждений» (п. 71 Инструкции № 157н, п. 16 Инструкции № 162н). Однако факт учета земельных участков на счете бюджетного учета 103 13 напрямую никак не связан с обязанностью уплаты налога на прибыль организаций.
Из приведенных норм законодательства следует, что орган местного самоуправления – казенное учреждение может являться плательщиком налога на прибыль организаций, но только в отношении участков, которыми он владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия от имени муниципального образования, не являются плательщиками налога на прибыль организаций в отношении земельных участков, по которым собственность не разграничена, вовлекаемых уполномоченными органами власти или органами местного самоуправления в хозяйственный оборот (например, при аренде или установлении сервитута).