Действительно, с 01.01.2018 из положений ст. 2 Закона Республики Крым от 19 января 2015 г. № 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» исключены полномочия по дорожной деятельности, которые были закреплены данным законом за сельскими поселениями Республики Крым.
Однако в решении вопросов оформления права собственности на автомобильные дороги недостаточно только наличия или отсутствия полномочий у органа местного самоуправления.
На сегодняшний день сложилась устойчивая судебная практика, обязывающая органы местного самоуправления сельских поселений провести комплекс организационно-хозяйственных мероприятий по постановке автомобильных дорог, расположенных на территории сельского поселения, на кадастровый учет. Судам для вынесения такого решения достаточно двух норм:
- во-первых, согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Статьей 6 этого же закона установлено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог;
- во-вторых, в соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании указанных положений, учитывая, что без оформления в собственность автомобильных дорог и улиц невозможно правильно вести в отношении этих объектов дорожную деятельность в соответствии с Федеральном законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ, требующую капитальных вложений на реконструкцию, ремонт, установку элементов обустройства, суды приходят к выводу о незаконности бездействия администраций сельских поселений в области законодательства о дорожной деятельности. Как следствие, обязывают муниципальные органы провести организационно-хозяйственные мероприятия в отношении указанных объектов (см., например, решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 24 июня 2019 г. по делу № 2а-210/2019, решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 13 июня 2019 г. по делу № 2а-388/2019, решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 27 ноября 2017 г. по делу № 2а-990/2017, решение Тес-Хемского районного суда Республики Тыва от 14 июня 2016 г. по делу № 2-111/2016).
Таким образом, администрация сельского поселения Республики Крым вправе заключить договор на проведение комплекса организационно-хозяйственных мероприятий по постановке автомобильных дорог, расположенных на территории сельского поселения, на кадастровый учет. Если этого не сделать, то рано или поздно прокуратура обратится в суд с требованием обязать администрацию сельского поселения провести подобные работы.