Органам местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области постановлением Правительства Ростовской области от 30 мая 2018 г. № 355 «О некоторых вопросах, связанных с организацией осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» рекомендовано организовать осуществление закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с использованием электронного ресурса, расположенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: rpmz.donland.ru.

Постановление Правительства Ростовской области от 30 мая 2018 г. № 355 в отношении органов местного самоуправления (муниципальных заказчиков) носит рекомендательный характер. Тем не менее на практике мы видим, что фактически переход на осуществление закупок через электронные магазины осуществляется в «добровольно-принудительном» порядке. На самом деле такая тенденция в настоящее время прослеживается в отношении всех муниципальных заказчиков Российской Федерации.

Итак, что нужно знать муниципальному заказчику Ростовской области про осуществление закупок малого объема через электронный магазин.

Во-первых, заказчик может осуществлять закупки малого объема без использования электронного ресурса в отношении закупок товаров, работ, услуг, предусмотренных в приложении к Положению об организации осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения государственных нужд Ростовской области (далее – Положение). Среди прочего в перечень попали закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, общая цена которых не превышает 5000 рублей; закупки на оказание услуг по обслуживанию установленных у заказчика программных продуктов; закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств; закупки на оказание услуг по повышению квалификации, подтверждению (повышению) квалификационной категории, получению (продлению) сертификатов, профессиональной переподготовке, стажировке.

Во-вторых, закупки через электронный магазин могут осуществляться двумя способами (размещение извещения с указанием о приобретаемых товарах (работах, услугах) или путем рассмотрения предложений поставщиков, зарегистрированных в электронном магазине и разместивших свои предложения о продажах). Каждая из процедур имеет свои особенности, но в целом не требует особых усилий от заказчика.

Если предложений не поступило или заказчик обладает информацией о ценах на аналогичные товары (работы, услуги) ниже предложенных, то заказчик вправе заключить договор вне портала.

В-третьих, при осуществлении закупки малого объема путем опубликования на портале закупки заказчика договор заключается с поставщиком, который направил предложение, соответствующее условиям закупки заказчика, по наименьшей цене. При наличии нескольких предложений поставщиков, соответствующих условиям закупки заказчика, с одинаковой наименьшей ценой договор заключается с поставщиком, первым направившим предложение поставщика на закупку заказчика. То есть закупки малого объема через электронный магазин по своей процедуре напоминают электронные аукционы, за одним исключением – на ЗМО не распространяются требования об описании предмета закупки (если нужно купить конкретную марку ноутбука, то так и пишут – ноутбук Lenovo).

В-четвертых, договор считается заключенным с момента его подписания поставщиком и заказчиком. Дата заключения договора не может быть установлена ранее даты окончания подачи предложений поставщиков на закупку заказчика и даты окончания рассмотрения заказчиком таких предложений. В течение десяти рабочих дней с момента завершения исполнения (расторжения) договора, заключенного по итогам закупки малого объема, осуществленной с использованием функционала портала, заказчик вносит информацию об исполнении (расторжении) соответствующего договора в разделе «Договоры» портала.

Кроме того, заказчик вносит информацию о закупках малого объема, осуществленных без использования портала, в течение десяти рабочих дней с момента подписания договора в разделе «Договоры» портала.

Получается, что на портале ЗМО регистрируются все договоры, заключенные для муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, предусмотренных п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Обратите внимание: на портале осуществляется не только регистрация договора, но также размещается информация о его исполнении.

Ведение реестра фактов ненадлежащего исполнения обязательств поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (РФНИОП) осуществляется министерством экономического развития Ростовской области в открытом доступе специализированного раздела сайта zakupki.donland.ru.

Стоит отметить, что за несоблюдение требований постановления Правительства Ростовской области от 30 мая 2018 г. № 355 в настоящее время отсутствует какая-либо ответственность. Федеральное законодательство не регулирует вопросы ведения региональных информационных систем. Следовательно, чтобы появилась возможность привлечения к ответственности муниципальных заказчиков, соответствующие нормы должны быть внесены в областной закон Ростовской области от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».