Верховный суд РФ не усмотрел оснований, предусмотренных нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для рассмотрения дела в судебном заседании Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации и пересмотра обжалуемых управляющей компанией судебных актов нижестоящих судов (Определение Верховного суда от 01 сентября 2023 г. № 301-ЭС23-15098).

Яблоком раздора стал спор между управляющей компанией (УК) и органом государственного жилищного надзора (ГЖН), который по результатам проведенного инспекционного визита привлек УК к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа. УК настаивала на незаконности самого контрольного мероприятия, так как информация о нем отсутствовала в едином реестре контрольных мероприятий (ЕРКМ).

Верховный суд указал:

- проведение контрольного мероприятия, не включенного в ЕРКНМ, действительно является грубым нарушением п. 11 ч. 2 ст. 91 Закона о государственном контроле № 248-ФЗ;

- пунктом 20 Правил формирования и ведения ЕРКНМ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 604, предусмотрено, что доступ к размещенным в едином реестре сведениям о совершаемых должностными лицами контрольного органа действиях и принимаемых решениях обеспечивается с использованием официального сайта ЕРКНМ. Сведения, содержащиеся в едином реестре, размещаются на официальном сайте единого реестра в суточный срок;

- 20 апреля 2022 года, согласно п. 20 Правил, органом ГЖН размещен электронный паспорт контрольного мероприятия (внесены сведения о проводимом КНМ) на официальном сайте ЕРКНМ, о чем имеется запись в электронном паспорте внеплановой документарной проверки – учетный номер 762221957600001918137;

- в материалах дела имеется соответствующая доказательственная база – информация о проводимой проверке в отношении УК зафиксирована в личном кабинете органа ГЖН, что подтверждается документами.

Таким образом, ВС РФ признал, что размещение информации о проведении инспекционного визита в ЕРКНМ является обязательным условием его законности, но не является единственным. В данном случае информация о проведении инспекционного визита была размещена в ЕРКНМ в суточный срок после его проведения, что позволило суду сделать вывод о законности данного мероприятия.