Не одну инстанцию прошел спор о необходимости оформления несчастного случая на производстве по факту причинения травмы одним сотрудником другому. Краеугольным камнем стал вопрос о том, что травма была получена на рабочем месте и в рабочее время, хотя конфликт не был связан с осуществлением трудовой деятельности. С учетом того, что сам конфликт не был связан с производством, комиссия, проводившая проверку по данному факту, приняла решение об отсутствии оснований для отнесения случившегося к категории «несчастный случай». Оформлять акт о несчастном случае не стали. Однако сотрудница, получившая травму, обратилась в ГИТ, который не согласился с результатами проверки, проведенной работодателем. Инспекция выдала работодателю предписание с требованием:

- признать утратившим силу акт о расследовании несчастного случая;

- составить акт о несчастном случае по форме Н-1;

- обеспечить проведение оценки профессионального риска и разработать меры по снижению профессионального риска – опасность насилия от враждебно настроенных работников.

И тут начались судебные тяжбы. Инициатором выступил работодатель, который не согласился с позицией ГИТ.

Первая инстанция указала на незаконность предписания ГИТ ввиду того, что травма была получена сотрудницей в результате конфликта, который не связан с исполнением трудовых обязанностей, хотя и на территории и в помещении работодателя.

Вторая инстанция заняла прямо противоположную позицию, указав, что суд не установил оснований, по которым несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством и которые закреплены в ст. 229.2 ТК РФ. Помимо этого, суд указал, что для решения вопроса об отнесении случившегося к категории «несчастный случай» принципиальное значение имеют следующие обстоятельства:

- конфликт произошел на территории организации в здании административно-бытового корпуса, где находится рабочее место потерпевшей;

- травма, нанесенная потерпевшей другим лицом, была причинена в течение рабочего времени;

- работодателем не созданы условия труда, при которых исключалось бы причинение вреда жизни и здоровью работника.

А вот как раз обстоятельства, на почве которых произошел конфликт, правового значения не имеют.

В Определении Кемеровского областного суда от 26.04.2023 № 33а-3896/2023 сделан вывод о том, что такой несчастный случай должен быть квалифицирован как связанный с производством.