В рамках одного из рассмотренных дел, исходя из нюансов спора, суды пришли к однозначному выводу о правомерности такого увольнения. Рассмотрим трудовое законодательство. Так, ст. 261 ТК РФ установлены гарантии для работниц – беременных женщин, связанные с их увольнением. По общему правилу, закон запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности ИП). В случае истечения срочного трудового договора в период беременности работодатель обязан по письменному заявлению работницы и при представлении справки продлить срок действия трудового договора. Увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, допускается, если работницу невозможно с ее письменного согласия перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.
Итак, исходя из материалов рассмотренного дела, гражданка была принята на работу по срочному трудовому договору, заключенному на период исполнения обязанностей временно отсутствующего основного работника. Впоследствии, в связи с выходом 12.12.2021 на эту должность основного сотрудника, 09.12.2021 ей было направлено уведомление о расторжении срочного трудового договора. Дата расторжения с гражданкой срочного трудового договора была определена в уведомлении последним ее рабочим днем, предшествующим дате выхода на работу основного сотрудника, – 11.12.2021. Приказом от 11.12.2021 сотрудница была уволена. Уже после увольнения, 13.12.2021, она получила медицинскую справку о беременности и в этот же день обратилась к работодателю с заявлением о продлении срока действия ее срочного трудового договора. Однако работодатель отказал в удовлетворении ее заявления, ссылаясь на то, что:
- информацией о том, что она находится в состоянии беременности, до даты увольнения он не обладал;
- на момент увольнения и в настоящее время у него отсутствуют вакансии, которые могли бы быть предложены гражданке.
Сотрудница обратилась к служителям Фемиды с заявлением о признании увольнения незаконным. Суды трех инстанций встали на сторону работодателя и указали, что действующее законодательство не предусматривает возможность продления срока срочного трудового договора после увольнения работника. В Определении Восьмого КСОЮ от 27.10.2022 № 8Г-21096/2022 указано, что у работодателя на момент увольнения отсутствовали вакантные должности, в связи с чем срочный трудовой договор не мог быть продлен.