В одном из рассматриваемых дел образовательное учреждение в своем положении о закупке предусмотрело право осуществлять закупку у единственного поставщика, в том числе в случае оказания услуг по организации питания обучающихся. Юридическое лицо (общество), оказывающее услуги, посчитало, что их права в данном случае были нарушены и они лишились возможности участия в конкурентной борьбе на право заключения соответствующего контракта. Несогласие вылилось в исковое заявление с требованием о признании недействительным указанного пункта положения. Арбитражные суды трех инстанций отказали обществу в удовлетворении иска, указав на наличие у ответчика права самостоятельно определять способы закупки, а включение в положение заказчика случаев закупки у единственного поставщика не противоречит Закону № 223-ФЗ.

Верховный суд РФ эту позицию посчитал неверной. В Определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13581 по делу № А57-6788/2020 указано, что право заказчика самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки должно реализовываться с учетом закрепленных в Законе № 223-ФЗ целей правового регулирования. Так, для целей экономической эффективности закупка у единственного поставщика может быть признана целесообразной в случае, если соответствующие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках или проведение конкурентных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, в случае ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы. Определяя случаи неприменения конкурентных процедур, заказчик должен в каждом случае усматривать разумные и объективные причины, объясняющие, что проведение торгов:

- либо является неэффективным;

- либо в значительной степени лишает заказчика того результата, которого он намеревается достичь.

Во всех иных случаях выбор указанного способа определения контрагента будет рассматриваться как злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур. Отсюда следует, что заказчик незаконно ограничил доступ к участию на конкурентной основе в соответствующей закупке предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания, соответствующий пункт положения о закупке образовательного учреждения был признан недействительным.