Списание муниципального имущества
- 10.01.2020

Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности - соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).
Так, например, Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее - Положение № 834).
Внимание: Списание отдельных видов имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, может осуществляться в особом порядке, определяемом отдельными нормативными правовыми актами. К такому имуществу, например, относится:
- имущество, изъятое из оборота;
- музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;
- имущество, расположенное за пределами Российской Федерации.
Кроме того, специальный порядок предусматривается для списания капвложений, учтенных по дебету счета 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» *(1).
Существует ряд вопросов, которые обязательно должны быть решены уполномоченными должностными лицами учреждения при списании государственного (муниципального) имущества, даже если соответствующие требования не содержатся в явном виде в правовом акте, определяющем порядок списания этого имущества.
1. В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в учреждении создается комиссия, действующая на постоянной основе положения (п. 34 Инструкции № 157н). Положение об этой комиссии, а также ее состав утверждаются приказом руководителя госучреждения.
2. Из бухгалтерии и иных структурных подразделений учреждения истребуются оригиналы (копии) документов (бухгалтерских, учетно-технических, технических и др.), содержащих информацию об имуществе, в отношении которого от уполномоченных должностных лиц поступило предложение о списании.
3. После изучения полученных документов производится осмотр имущества. При этом проверяется соответствие данных о состоянии имущества, содержащихся в документации, его фактическому состоянию.
4. Комиссия принимает решение по вопросу о целесообразности (возможности) дальнейшего использования имущества. Здесь возможны, в частности, следующие варианты:
Решение комиссии |
Дальнейшие действия |
Имущество может быть использовано для осуществления уставной деятельности учреждения после его восстановления |
Объекты передаются на: - ремонт (реконструкцию, модернизацию); - частичную ликвидацию с последующим дооборудованием и т.п. После проведения соответствующих мероприятий объекты принимаются в эксплуатацию на основании Актов (ф. 0504103), Актов о разукомплектации (частичной ликвидации). Данные о произведенных работах вносятся в Инвентарные карточки (фф. 0504031, 0504032) |
Имущество пригодно к эксплуатации, но не может быть использовано в госучреждении в связи с его моральным износом: - использование объекта не будет отвечать стандартам услуг (работ), оказываемых (выполняемых) госучреждением; - расходы по эксплуатации (содержанию) объекта существенно превышают соответствующие показатели по современным аналогичным объектам и т.п. |
Реализуется один из вариантов (наиболее эффективный): 1) реализация объектов; 2) списание объектов, их разборка и использование или реализация по частям; 3) безвозмездная передача объектов иным организациям (в том числе и через учредителя) |
Имущество не может быть использовано по прямому назначению (не пригодно к эксплуатации), так как его восстановление: - невозможно; - неэффективно (стоимость восстановления будет существенно превышать те выгоды, которые могут быть получены от использования этого имущества в будущем) |
Осуществляется списание объектов |
Внимание: Начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости (п. 87 Инструкции № 157н, письмо Минфина России от 31.07.2020 № 02-07-10/67543).
5. Если комиссия признала объект подлежащим списанию, сразу же необходимо принять решение по вопросам:
- финансового обеспечения расходов, связанных со списанием имущества (в том числе с утилизацией всего объекта или его частей);
- возможности (целесообразности) использования в деятельности учреждения отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов, полученных при ликвидации объекта;
- возможности (целесообразности) реализации (безвозмездной передачи) указанных выше узлов, деталей, конструкций и материалов.
Внимание: Разборка объектов имущества в силу отсутствия у организации бюджетной сферы соответствующих технических возможностей (иных причин) может осуществляться в специализированных организациях. При этом учреждение может оплачивать как работы по разборке объектов имущества, так и работы по утилизации всего объекта или его частей.
Материальные ценности, полученные при разборке объекта и не подлежащие утилизации, должны быть возвращены учреждению - они принадлежат ему на праве оперативного управления. Стоимость полученных от разборки объекта материальных ценностей (в том числе лома), остающихся в распоряжении специализированной организации, должна быть оплачена этой организацией или учтена при установлении стоимости работ по разборке объекта.
6. Следующий важный этап работы - установление причины списания имущества. К таким причинам, в частности, относятся:
- физический и (или) моральный износ;
- нарушение условий содержания и (или) эксплуатации;
- недостача, порча, хищение, естественная убыль;
- аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации;
- длительное неиспользование для управленческих нужд.
Как видим, во многих случаях решение о списании объекта имущества дает «старт» работе различных структурных подразделений учреждения, направленной на:
- повышение эффективности управления объектами имущества организации,
- повышение качества эксплуатации имущества;
- установление виновных лиц;
- возмещение ущерба, нанесенного учреждению;
- недопущение соответствующих нарушений в будущем и т.п.
Если такая работа не будет организована, а ее результаты не будут оформлены документально, это, конечно же, не пройдет мимо внимания специалистов контролирующих органов.
7. Итог работы комиссии - оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества (фф. 0504104, 0504105, 0504143, 0504144, 0504230), которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях. Несмотря на то, что формы актов 0504104, 0504105 и 0504230 не отменены с 1 января 2024 года рекомендуется применять формы 0510454, 0510456 и 0510460, соответственно.
Примечание: Снятие автомобилей с регистрационного учета в территориальных органах ГИБДД желательно осуществлять до их списания с балансового учета - соответствующая информация подлежит отражению в Акте (ф. 0504105). В таком же порядке желательно снимать с учета в уполномоченных органах иные виды техники, подлежащие государственной регистрации (самоходные машины, маломерные суда, воздушные суда и т.п.).
8. Акты о списании объектов государственного и муниципального имущества подлежат утверждению руководителем госучреждения (уполномоченным им лицом) *(2). В установленных случаях до утверждения руководителем госучреждения Акт о списании имущества обязательно должен быть согласован с уполномоченными органами.
Федеральные учреждения согласовывают списание имущества только с органами, в ведении которых они находятся (учредителями). Порядок согласования (в том числе перечень предоставляемых учреждениями документов) эти органы устанавливают самостоятельно.
В иных публично-правовых образованиях Акты о списании имущества могут согласовываться в установленном порядке также с органами, осуществляющими ведение Реестра имущества соответствующего публично-правового образования.
9. После утверждения Акта о списании в учреждении под контролем профильной комиссии должны быть реализованы мероприятия, предусмотренные Актом: разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п. Реализация таких мероприятий может осуществляться организацией самостоятельно или с привлечением сторонних специализированных организаций.
К компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов относится:
- контроль изъятия из списываемого имущества пригодных к использованию материальных ценностей (в том числе драгоценных металлов и камней, цветных металлов), определение их количества и веса;
- контроль сдачи на склад пригодных к использованию материальных ценностей, полученных в результате разборки (демонтажа) объектов имущества.
При ликвидации (уничтожении) объекта имущества силами госучреждения может составляться Акт о ликвидации (уничтожении) по форме, разработанной в организации. По решению председателя профильной комиссии к этому акту может быть приложен соответствующий фотоотчет.
Расходы по реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании имущества, как правило, осуществляются за счет того источника финансового обеспечения, за счет которого содержалось списанное имущество. В фактическую стоимость материальных запасов, принимаемых к учету по итогам реализации этих мероприятий, данные расходы обычно не включаются и списываются с использованием следующих корреспонденций:
В казенном учреждении |
В бюджетном (автономном) учреждении |
Содержание операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
КРБ 1 401 20 2ХХ (КРБ 1 109 Х0 2ХХ) |
КРБ 1 302 ХХ 73Х, КРБ 1 208 ХХ 66Х |
0 401 20 2ХХ (0 109 ХХ 2ХХ) |
0 302 ХХ 73Х, 0 208 ХХ 66Х |
Учтены расходы, предусмотренные Актом о списании имущества |
Материальные запасы, поступающие в результате списания имущества, приходуются с использованием бухгалтерских записей*(3):
В казенном учреждении |
В бюджетном (автономном) учреждении |
Содержание операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
КРБ 1 105 ХХ 34Х |
КДБ 1 401 10 172 |
2 105 ХХ 34Х |
2 401 10 172 |
Оприходованы материальные запасы, полученные от ликвидации имущества |
10. Выбытие списанного имущества отражается в учете на основании Акта о его списании после реализации мероприятий, предусмотренных этим актом (смотрите, в частности, пп. 51, 52 Инструкции № 157н). Акт о списании объектов имущества обычно составляются не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у ответственного лица.
Согласно Инструкциям по применению Планов счетов стоимость списанного имущества относится в дебет счетов бухгалтерского учета в следующем порядке:
Причина списания имущества |
Дебет счетов |
Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий (иных бедствий, природных явлений, катастроф) |
- 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» (в части остаточной стоимости амортизируемого имущества или балансовой стоимости иного имущества); - 0 104 ХХ 4Х1 «Амортизация» (в части начисленной амортизации); - 0 114 ХХ 4Х2 «Обесценение» (в части начисленного убытка от обесценения) |
Списание по иным причинам, не связанным со стихийными бедствиями и катастрофами (в т.ч. в результате террористических актов) |
- 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (в части остаточной стоимости амортизируемого имущества или балансовой стоимости иного имущества); - 0 104 ХХ 4Х1 «Амортизация» (в части начисленной амортизации); - 0 114 ХХ 4Х2 «Обесценение» (в части начисленного убытка от обесценения) |
Выбытие списанного имущества, числящегося в забалансовом учете, отражается путем уменьшения показателя по соответствующему забалансовому счету.
Внимание: Для отражения в учете выбытия объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, Акта о списании недостаточно - в распоряжении госучреждения обязательно должны быть также документы, подтверждающие государственную регистрацию прекращения прав на недвижимое имущество (п. 36 Инструкции № 157н; п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 235 ГК РФ).
Если признанный «неактивом» объект недвижимого имущества еще имеет полезный потенциал, но не используется по причине несоответствия уставной деятельности учреждения, следует инициировать его передачу в казну (письмо Минфина России от 02.10.2020 № 02-07-10/87811). Дело в том, что даже не отвечая критериям актива в учреждении, такое имущество по-прежнему входит в состав активов соответствующего публично-правового образования, а обладая полезным потенциалом, по решению органа по управлению имуществом вполне может быть передано в оперативное управление и использоваться другим учреждением (см., например, письмо Минфина России от 22.05.2019 № 02-06-10/36983). Как указал Верховный Суд РФ, орган по управлению имуществом не может отказаться принимать в казну объект имущества, если учреждение-балансодержатель не использует и не планирует его использовать.
Инструкцией № 157н предусмотрена возможность списания с балансового учета имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения). Его учет организуется на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» (пп. 35, 335 Инструкции № 157н). Подобное имущество не отвечает понятию «актива» и может быть перенесено на время оформления списания с балансового учета на забалансовый счет 02.
11. Отметка о выбытии списанного имущества делается в Инвентарных карточках (фф. 0504031, 0504032).
12. После завершения мероприятий, предусмотренных Актом о списании, утвержденный руководителем организации Акт о списании и иные документы (по соответствующему перечню) в установленном порядке направляются в уполномоченный орган для внесения записи о выбытии имущества в Реестр имущества публично-правового образования. Для федеральных государственных учреждений соответствующий Порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447.
Согласование списания государственного и муниципального имущества
В установленных случаях до утверждения руководителем государственного (муниципального) учреждения Акт о списании государственного (муниципального) имущества обязательно должен быть согласован с уполномоченным органом. Под уполномоченным органом, как правило, понимается орган, в ведении которого находится учреждение (орган, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя) *(4).
Особенности согласования списания имущества устанавливаются на уровне каждого публично-правового образования. На федеральном уровне данный вопрос регулируется Положением № 834.
Конкретный порядок согласования (перечень предоставляемых документов, сроки принятия решения и т.д.) могут определяться как для всех организаций, созданных на базе имущества определенного публично-правового образования, так и на уровне отдельных органов власти (местного самоуправления). Например, порядок списания федерального имущества определяется каждым федеральным органом государственной власти, в ведении которого находятся федеральные государственные учреждения (см., в частности, приказы МЧС России от 20.09.2011 № 524, Росфиннадзора от 23.10.2012 № 434).
Исходя из положений действующего законодательства государственные (муниципальные) учреждения обязательно должны согласовывать списание имущества в следующих случаях:
Тип государственного (муниципального) учреждения |
Имущество |
|||||
Закрепленное собственником / |
Приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности |
|||||
Движимое |
Недвижимое |
Движимое |
Недвижимое |
|||
Особо ценное |
Иное |
Особо ценное |
Иное |
|||
Казенное |
Х |
ДА |
Х |
|||
Бюджетное |
ДА |
НЕТ |
ДА |
НЕТ |
НЕТ |
ДА |
Автономное |
ДА |
НЕТ |
ДА |
НЕТ |
НЕТ |
НЕТ |
Внимание: Орган, в ведении которого находятся государственные (муниципальные) учреждения, может установить требование о согласовании списания только того имущества, которое удовлетворяет определенным стоимостным или иным критериям. Например, согласно п. 2 «Порядка согласования...», утв. приказом ФСИН России от 12.04.2012 № 196, согласованию с ФСИН России подлежит решение о списании закрепленного на праве оперативного управления за подведомственными учреждениями движимого имущества:
- с балансовой стоимостью на момент принятия решения о списании более 500 тыс. рублей;
- автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта и средств механизации независимо от их балансовой стоимости.
Если списание определенного вида имущества не требует согласования с уполномоченными органами, то акт о его списании может быть утвержден руководителем учреждения сразу же после его представления профильной комиссией (см., например, письмо Росимущества от 30.03.2010 № 22-06/3844).
Органы государственной власти (местного самоуправления), как правило, самостоятельно списывают имущество, находящееся у них на праве оперативного управления.
В то же время такие органы могут устанавливать специальный порядок списания имущества, находящегося на праве оперативного управления у их территориальных органов. Так, например, в соответствии с подпунктами «в» и »г» п. 4 Положения № 834 согласованию подлежит списание территориальными органами федеральных органов власти:
- недвижимого имущества;
- движимого имущества, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный соответствующими федеральными государственными органами.
Документы, предоставляемые для согласования списания имущества (для бюджетной сферы)
В целях согласования списания государственного (муниципального) имущества государственное (муниципальное) учреждение представляет в уполномоченный орган соответствующий комплект документов.
Конкретный перечень документов, необходимых для согласования списания того или иного вида имущества, определяется на уровне каждого публично-правового образования или ведомства. Так, например, на федеральном уровне не существует единого перечня - каждое министерство (ведомство) определяет такой перечень самостоятельно (подп. «г» п. 6 Положения № 834).
Ниже приведен примерный перечень документов, необходимых для согласования списания объектов государственного (муниципального) имущества:
№ п/п |
Наименование документа |
Примечание |
Документы, предоставляемые по любым объектам имущества |
||
1. |
Сопроводительное письмо (обращение руководителя о согласовании решения о списании имущества) |
|
2. |
Копии приказов (иных документов), подтверждающих: - полномочия руководителя учреждения; - создание комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества (с приложением сведений о ее составе и положения о комиссии) |
|
3. |
Копии регистров аналитического учета, которые велись в учреждении по объекту |
Инвентарные карточки (ф. 0504031), Многографные карточки (ф. 0504054) и т.п. |
4. |
Копии документов, подтверждающих право оперативного управления учреждения на объект |
Распорядительные акты о передаче (закреплении) имущества, договоры (контракты), акты приема-передачи, накладные и т.д. |
5. |
Копии протоколов заседаний комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества |
Представляются копии протоколов тех заседаний, на которых решались вопросы списания соответствующего объекта |
6. |
Выписка из Реестра имущества соответствующего публично-правового образования |
Представляется, если имущество в соответствии с установленным порядком было включено в Реестр |
7. |
Заключение учреждения о возможности списания имущества. Заключение, как правило, составляется с учетом прогноза влияния списания имущества на дальнейшую деятельность учреждения - предоставляется информация: - о том, что списание не приведет к ухудшению условий осуществления уставной деятельности; - о дополнительных расходах, связанных со списанием; - о годовом объеме денежных средств, используемых на содержание списываемого объекта; - о высвобождающихся при списании материальных ценностях и предложениях по их дальнейшему использованию |
Если все работы, связанные со списанием объекта, планируется осуществлять силами и средствами учреждения, предоставляется соответствующее письмо
Если правовым актом не предусмотрено требование об оформлении Заключения в виде отдельного документа, соответствующая информация может приводиться в других документах, перечисленных в данном Перечне (например, в сопроводительном письме, протоколе заседания комиссии)
Как правило, второй экземпляр Заключения хранится в учреждении |
8. |
Документ (акт технического состояния), содержащий: - сведения о техническом состоянии объекта; - заключение о невозможности дальнейшей эксплуатации объекта |
Составляется с привлечением сотрудников, обладающих специальными знаниями, или приглашенными экспертами
Как правило, второй экземпляр хранится в учреждении |
9. |
Фотографии объекта, решение о списании которого подлежит согласованию |
С указанием даты съемки
Как правило, вторые экземпляры фотографий хранятся в учреждении |
10. |
Акт о списании имущества, оформленный профильной комиссией |
|
11. |
Документы, подтверждающие обстоятельства, по которым имущество подлежит списанию: - справки органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций; - копии постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела (при наличии); - сведения о мерах, принятых в отношении виновных лиц (в случае выявления виновных лиц); - сведения о размере причиненного ущерба и суммах возмещенного ущерба и т.п. |
Предоставляются, если к списанию предполагается имущество, срок фактической эксплуатации (фактически отработанный ресурс) которого не превышает срока его полезного использования (назначенного ресурса)
Как правило, вторые экземпляры хранятся в учреждении |
Документы, дополнительно предоставляемые по объектам недвижимости |
||
12. |
Копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов учреждения на объект недвижимого имущества и земельный участок под ним (документы, подтверждающие государственную регистрацию прав) |
По объектам незавершенного строительства предоставляются в том случае, если проводилась процедура государственной регистрации прав на такие объекты |
13. |
Технические, кадастровые паспорта на объект недвижимого имущества и т.п. |
|
14. |
Кадастровые паспорта земельных участков под объектом недвижимого имущества |
|
Документы, дополнительно предоставляемые по автотранспортным средствам (самоходным машинам, маломерным судам, воздушным судам и т.п.) |
||
15. |
Копия паспорта объекта (иного аналогичного документа) |
|
16. |
Копия свидетельства о государственной регистрации объекта |
|
17. |
Копии документов о прохождении последнего технического осмотра, технического обслуживания |
|
Все документы, оформляемые в учреждении, как правило, подписываются руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером (за исключением оформляемого комиссией учреждения Акта о списании имущества). Копии документов (фотографии) обычно заверяются подписью руководителя и печатью организации.
Документы, состоящие из двух и более листов, прошиваются, листы в этих документах нумеруются, а запись об общем количестве прошитых и пронумерованных листов заверяется подписью руководителя и печатью организации.
Внимание: В целях обоснования решения о списании имущества документы, перечисленные в приведенной выше таблице под №№ 7-9, 11, желательно оформлять даже в том случае, если списание объекта имущества не требует согласования с уполномоченным органом. Эти документы (их копии) могут храниться с Актами о списании имущества, оформленными в установленном порядке.
Организация работы профильной комиссии при списании имущества (для бюджетной сферы)
Для подготовки и принятия решения о списании государственного (муниципального) имущества в государственном (муниципальном) учреждении создается постоянно действующая Комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н). Особенности организации работы такой комиссии при подготовке и принятии решения о списании имущества могут быть определены на уровне каждого публично-правового образования (для организаций государственного сектора, созданных на базе федерального имущества, соответствующие требования в пп. 5-9 Положения № 834).
Приказом руководителя организации бюджетной сферы утверждаются:
- положение о комиссии;
- персональный состав комиссии.
В положении о комиссии, как правило, раскрываются следующие вопросы:
№ |
Вопросы, раскрываемые в положении |
Примечание |
1. |
Полномочия комиссии |
Комиссия обычно осуществляет следующие полномочия: 1) осмотр имущества; 2) принятие решения по вопросу о целесообразности (возможности) дальнейшего использования (восстановления) имущества или его частей; 3) установление причин списания имущества; 4) проверка документов, представленных должностными лицами, инициировавшими рассмотрение вопроса о списании имущества; 5) принятие решения о необходимости: - затребования дополнительных документов (информации); - привлечения специалистов (экспертов) и (или) специализированных организаций для принятия решения; 6) принятие решения о списании имущества; 7) подготовка Акта о списании имущества и документов для согласования решения о списании; 8) контроль за изъятием из списываемого имущества пригодных узлов, деталей, конструкций и материалов |
2. |
Руководство деятельностью комиссии |
Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет: - общее руководство деятельностью комиссии; - организует работу комиссии; - обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов; - распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии |
3. |
Количественный состав комиссии |
Количественный состав комиссии определяется исходя из объема работы по списанию имущества и специфики деятельности учреждения. Как правило, в состав комиссии включается 5-7 сотрудников |
4. |
Условия правомочности заседаний комиссии (кворум) |
Заседание комиссии правомочно при наличии кворума. Как правило, устанавливается кворум, который составляет не менее двух третей состава комиссии |
5. |
Порядок и периодичность проведения заседаний комиссии |
Как правило, комиссия проводит заседания по мере необходимости. Кроме того, может устанавливаться предельный срок рассмотрения комиссией представленных ей документов (например, не более 14 дней) |
6. |
Порядок принятия решения о списании имущества |
Решение о списании имущества обычно принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания Акта о списании |
Исходя из многофункциональности деятельности комиссии, решением руководителя учреждения возможно определить несколько направлений деятельности Комиссии с распределенными полномочиями (письмо Минфина России от 30.06.2016 № 02-07-05/38450).
В положении о комиссии следует определить и порядок привлечения к работе комиссии экспертов, обладающих специальными знаниями по вопросам эксплуатации соответствующих видов имущества. Подобные задачи могут решаться штатными сотрудниками учреждения.
Внимание: Во избежание последующих разногласий с контролирующими органами не следует привлекать в качестве экспертов сотрудников учреждения, на которых возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании имущества.
Если в учреждении нет сотрудников, обладающих специальными знаниями по вопросам эксплуатации имущества, подлежащего списанию, то для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться внештатные эксперты.
Внештатные эксперты могут привлекаться к работе комиссии на безвозмездной основе. Вопрос о привлечении таких специалистов может решаться, в частности, при участии органа власти (местного самоуправления), в ведении которого находится учреждение. Такое взаимодействие возможно, например, в том случае, если этому органу подведомственны организации, в штате которых состоят специалисты соответствующей квалификации.
Кроме того, договором, заключенным между организацией бюджетной сферы, в котором создана комиссия, и внештатным экспертом, может быть предусмотрена возмездность оказания услуг. В таком случае оплата услуг эксперта осуществляется в следующем порядке:
Организация государственного сектора |
Источник финансового обеспечения расходов |
Орган государственной власти Орган местного самоуправления Казенное учреждение |
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на обеспечение выполнения их функций |
Бюджетное учреждение Автономное учреждение |
1. Собственные средства (средства от приносящей доход деятельности)
2. Средства субсидий на выполнение задания или на иные цели (если подобное направление расходов предусматривалось при выделении этих субсидий) |
Моральный и физический износ имущества (для бюджетной сферы)
Одним из оснований списания нефинансовых активов является их моральный или физический износ, из-за которого имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению (пп. 2, 3 Положения № 834).
Нефинансовые активы (основные средства, производственный и хозяйственный инвентарь), непригодные к дальнейшему использованию из-за морального или физического износа, могут быть выявлены в том числе при проведении инвентаризации.
Недостатки объекта при физическом износе легко могут быть обнаружены и обоснованы специалистами, а определить моральный износ достаточно сложно, поскольку устаревшее морально имущество по-прежнему можно эксплуатировать.
Моральный износ может быть двух видов. Моральный износ первого вида выражается в уменьшении стоимости объекта из-за удешевления воспроизводства его аналогов. К примеру, ноутбук, который два года назад стоил 25 000 руб., сегодня можно приобрести за 15 000 руб. Очевидно, что такие обстоятельства не могут служить основанием для списания объекта.
Суть морального износа второго вида заключается в появлении более производительной техники. Показатель такого износа можно рассчитать по формуле:
МИ2 = (Пн - Пс) / Пн, где
МИ2 - величина морального износа второго вида;
Пн - производительность современного основного средства;
Пс - производительность устаревшего основного средства, числящегося в учреждении.
Если определить производительность объекта основных средств не представляется возможным, то следует вычислить экономический эффект от применения старой и современной техники. В этом случае можно оперировать установленными нормативами по оказанию определенного количества услуг (выполнения работ) за единицу времени.
В качестве основных аргументов, что объект не может быть использован в учреждении вследствие морального износа, можно указать следующие:
- невозможность оказывать услуги (выполнять работы) в соответствии с принятыми стандартами (соответствующего качества и объема);
- существенное превышение расходов по эксплуатации (содержанию) техники над соответствующими показателями по современным аналогичным объектам и т.п.
Внимание: Основанием для принятия решения о списании изношенного имущества служит заключение о техническом состоянии объектов, а также о нецелесообразности их дальнейшего использования, невозможности или неэффективности их восстановления.
Техническое состояние объекта (целесообразность его эксплуатации) определяется профильной комиссией учреждения на основании заключений следующих специалистов (специализированных организаций):
- компетентных должностных лиц учреждения. При этом экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за рассматриваемые материальные ценности;
- специалистов необходимой квалификации, привлеченных, например, из других учреждений, подведомственных учредителю;
- специализированных организаций (экспертов).
Заключение о списании прикладывается к актам на списание основных средств в качестве обоснования целесообразности данной операции.
________________
*(1) Списание капвложений производится при выполнении следующих условий (см., например, например, письма Минфина России от 20.12.2019 № 02-07-10/110626, от 30.10.2019 № 02-06-10/83882, от 25.01.2019 № 02-06-10/4327, от 18.04.2014 № 02-06-10/18171):
- в результате осуществления капитальных затрат в объекты капстроительства не созданы объекты строительства или объекты незавершенного строительства;
- не предполагается дальнейшее возведение объекта;
- решение о прекращении реализации проекта принято уполномоченным органом (Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования).
- соблюдены установленные в публично-правовом образовании дополнительные требования по списанию капвложений (см., например, письмо Минфина России от 13.06.2013 № 02-06-10/21931, постановление Правительства Москвы от 27.01.2015 № 31-ПП).
*(2) На федеральном уровне в настоящее время предусмотрено требование об утверждении актов только руководителями организаций (пп. 10, 13 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834).
*(3) Более того, списанные объекты подлежат учету в составе материальных запасов «целиком», если они предназначены для последующей передачи в иные организации бюджетной сферы, в том числе созданные иными публично-правовыми образованиями (письмо Минфина России от 19.12.2013 № 02-06-010/56211).
*(4) На уровне публично-правового образования могут быть предусмотрены исключения из данного правила. Так, например, списание имущества федеральных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ, осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия собственника имущества указанных учреждений (п. 4.1 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834).
Категории
