Постановление Седьмого ААС от 23.01.2020 N 07АП-12772/19

Казначейство признало нецелевым расходованием бюджетных средств оплату стоимости капитального ремонта комнат и коридоров общежития, произведенную учреждением за счет целевой субсидии по КВР 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества". Использованные не по целевому назначению средства потребовали вернуть в бюджет.

По мнению ревизоров, фактически выполненные работы являются текущим ремонтом, и их следовало оплачивать счет КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг...". Основной аргумент проверяющих: отремонтированные помещения не являются самостоятельными объектами недвижимости, а при определении вида ремонта - текущий или капитальный - первостепенным фактором является именно общая площадь здания, учтенного на балансе учреждения в качестве объекта основных средств.

Однако судьи на двух уровнях рассмотрения дела с таким подходом не согласились.

Квалифицируя ремонт комнат в общежитии как текущий или капитальный необходимо исходить из действующих правил и норм. Так, исходя из норм ст.ст. 16 и 92 Жилищного кодекса РФ подлежащие ремонту жилые помещения в общежитии следует рассматривать самостоятельно с учетом их площади, а не площади всего здания. Данный вывод подтверждается также материалами выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте "Общежитие", где каждая жилая комната имеет свой кадастровый номер.

Кроме того, поскольку общежития относятся к специализированным жилым помещениям, судьи обратили внимание, что в данном случае в целях определения вида ремонта следует руководствоваться Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. В соответствии с ними к текущему ремонту относится восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками, в то время как в рассматриваемой ситуации первичные документы учреждения подтверждают восстановление отделки стен по всей площади ремонтируемых комнат, что свидетельствует о том, что произведённый ремонт не может быть квалифицирован как текущий.

Основываясь также на анализе Ведомственных строительных норм, суд отметил, что одни и те же виды работ могут выполняться как в рамках капитального, так и текущего ремонта. Однако для квалификации проведенных работ значение имеют не их виды или наименования, а цель проведения ремонта, общий объем работ и последствия для ремонтируемого объекта. В данном случае выполненные по договору работы по ремонту комнат в полном объеме соответствуют понятию капитальный ремонт, что также следует из содержания договоров и первичных документов (локальных сметных расчетов, актов формы КС-2).

Учитывая перечисленное, суд пришел к выводу о признании результатов проверки Казначейства недействительными.

В этой связи напомним о недавнем определении Верховного Суда РФ, вынесенном по итогам рассмотрения схожего дела о квалификации ремонтных работ. Мы рассказывали о нем в новостном материале 18 декабря прошлого года. Тогда одним из аргументов при вынесении решения о признании проведенных работ текущим ремонтом стал тот факт, что ремонту подлежали только отдельные помещения или элементы здания, а не все здание в целом. Но при этом среди прочих доводов было документальное оформление работ - учреждение не располагало документацией, относящейся к понятию "капитальный ремонт" (в частности, актами формы КС-2).