Решение АС Свердловской области от 01 февраля 2024 г. по делу № А60-45067/2023 раскрывает допустимые форматы деятельности государственных и муниципальных учреждений.

Одним из ключевых вопросов, возникающих в процессе создания и деятельности учреждений, является определение видов деятельности, которые могут осуществляться учреждением. Виды деятельности учреждений определяются в соответствии с целями их создания и уставами. Цели создания учреждений устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Учреждения могут осуществлять следующие виды деятельности:

- оказание государственных и муниципальных услуг;

- выполнение государственных и муниципальных функций;

- ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности;

- управление и распоряжение государственной и муниципальной собственностью;

- осуществление научной, образовательной, культурной, спортивной и иной деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

- осуществление предпринимательской деятельности, разрешенной законодательством РФ.

  Учреждения не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, не предусмотренную их уставами. Предпринимательская деятельность осуществляется в соответствии с НПА, регламентирующими ведение предпринимательской и хозяйственной деятельности. Учреждения несут ответственность за осуществление видов деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Наиболее распространенным нарушением указанных запретов является нарушение Закона № 135-ФЗ со стороны бюджетных и автономных учреждений, занимающихся дорожной деятельностью. Часто органы местного самоуправления ошибочно полагают, что сам факт отнесения этой деятельности к вопросам местного значения является достаточным основанием для создания бюджетного или автономного учреждения с целью ее осуществления.

Факт выполнения работ по содержанию автомобильных дорог без проведения конкурсных процедур, путем наделения учреждения полномочиями, создает необоснованное преимущество при его деятельности и ограничивает доступ других хозяйствующих субъектов на соответствующие товарные рынки. Такое положение дел применяется и в случае осуществления работ по благоустройству общественных территорий, где предоставление субсидии для оплаты таких работ ставит учреждение в более выгодные условия, позволяя ему осуществлять деятельность без конкуренции с другими субъектами предпринимательства.

Судебные инстанции также придерживаются такого мнения в случаях, когда речь идет о предоставлении субсидий как на конкретные задания, так и на другие цели. Заключение контрактов с применением конкурентных процедур не является аргументом при выборе способа финансирования расходов. Включение соответствующего вида деятельности в устав учреждения требует его выполнения собственными силами и ресурсами в производственном процессе. Предоставление субсидий не означает передачу полномочий государственного или муниципального заказчика. Субсидии являются источником финансирования расходов, необходимых для достижения целей учреждения. Поэтому бюджетные и автономные учреждения заключают договоры от своего имени на собственные нужды, а не на нужды публично-правового образования и от его имени. Запреты, установленные Законом № 135-ФЗ, должны соблюдаться органами-учредителями, даже если речь идет о включении в устав иных видов деятельности, не являющихся основными. Осуществление такой деятельности допустимо только в случае, если оно служит достижению целей, ради которых это учреждение создано, и соответствует указанным целям. Учитывая цели создания учреждения, орган-учредитель не может принимать решение о закреплении земельных участков за ним с целью осуществления видов деятельности, не являющихся основными.