В рамках одного из гражданских дел выяснялись обстоятельства гибели одного из сотрудников, который добирался после работы на вахте на личном транспорте своего сослуживца. Мама погибшего сотрудника обратилась в суд с иском о признании факта гибели сына страховым случаем, обосновывая это тем, что он выполнял по пути следования задание работодателя по доставке груза.

И здесь мнения судов разделились.

Первая инстанция не усмотрела оснований для удовлетворения иска, указав, что ДТП произошло за рамками трудовой деятельности, факт исполнения поручения по пути следования работодатель отрицал, и доказательств, свидетельствующих об обратном, истец не представил. Помимо этого, основополагающим моментом, который был положен в основу решения, явился тот факт, что по условиям трудового договора и Положения о вахтовом методе организации работ погибшему сотруднику была гарантирована организация доставки до пункта сбора авиационным и железнодорожным транспортом за счет работодателя. С учетом того, что сотрудник самостоятельно решил следовать на транспортном средстве, ответственность за случившееся не может быть возложена на работодателя, а сам факт гибели при указанных обстоятельствах не может быть отнесен к страховым случаям.

А вот суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, удовлетворив требования истицы.

В основу такого решения легли следующие аспекты:

- ДТП с участием работника произошло в момент его возвращения с вахты, то есть в интересах работодателя;

- Положением о вахтовом методе организации предусмотрена централизованная организация доставки работников к месту работы и обратно при следовании на вахту и с вахты. Данное мероприятие производится за счет работодателя;

- самостоятельно добираться до места жительства с вахты можно только по предварительному согласованию с руководителем и с учетом развития транспортной инфраструктуры в соответствующих местностях.

С учетом того, что по запросу суда ответчиком не было представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им мер, направленных на организацию централизованной перевозки работников к месту проведения работ и обратно (приобретение проездных билетов, выдача их работникам), последовал вывод о наличии согласования работодателем рассматриваемого вида передвижения погибшего сотрудника.

Совокупность всех изложенных обстоятельств и легла в основу принятого решения о признании страховым случаем факта смерти сотрудника в ДТП при исполнении им должностных обязанностей по трудовому договору. В этой связи на работодателя была возложена обязанность по оформлению акта о несчастном случае на производстве.

Определением Верховного суда РФ от 02.10.2023 № 16-КГ23-46-К4 данная позиция признана законной.