ВС РФ пересмотрел решения нижестоящих инстанций, связанные с применением правовых последствий нарушения продавцом, реализующим товары через интернет-магазин, срока на возврат стоимости товара надлежащего качества.

Так, покупатель приобрел товар через интернет-магазин. Впоследствии покупатель обнаружил, что цвет товара не соответствует изображениям, размещенным продавцом на сайте. В данной связи покупатель отказался от товара с соблюдением установленного срока (на основании п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей такой срок при интернет-торговле составляет 7 дней) и потребовал возврата денежных средств. Однако продавец возврат денежных средств не произвел, поэтому покупатель обратился в суд.

В исковом заявлении было указано, что покупателем в адрес продавца была направлена претензия. По истечении 10 дней ответ от продавца не поступил, в связи с чем покупатель посчитал обоснованным взыскать с продавца неустойку в размере 1 % от стоимости товара за каждый день просрочки на основании п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей.

Суды трех инстанций посчитали требования истца обоснованными. Разногласия возникли при определении начала периода начисления неустойки с учетом даты получения продавцом претензии.

ВС РФ посчитал доводы нижестоящих судов неправомерными. Определением СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 25 января 2022 г. № 49-КГ21-34-К6 разъяснено, что неустойка в данном случае может быть взыскана только в случае реализации товара ненадлежащего качества.

Применительно к данной ситуации на продавца может возлагаться ответственность в виде взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.

При этом судами нижестоящих инстанций не был исследован вопрос о том, предпринимал ли покупатель какие-либо действия по возврату товара. ВС РФ отметил, что установление данных обстоятельств имеет значение при рассмотрении спора, поскольку в противном случае продавец может быть лишен возможности заявить возражения против требования потребителя.