Пояснительная записка (ф. 0503160)
- 10.01.2022

Пояснительная записка (ф. 0503160) представляет собой форму бюджетной отчетности, состоящую из описательной части и таблиц, оформляющихся в виде приложений. Порядок составления Пояснительной записки (ф. 0503160) регламентирован п.п. 151–176 Инструкции № 191н.
Пояснительная записка (ф. 0503160) включает в себя сведения о направлениях деятельности (Таблица № 1), сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете (Таблица № 3), сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164), сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166), сведения о целевых иностранных кредитах (ф. 0503167), сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168), сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171), сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (ф. 0503172), сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175), сведения о доходах бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале (ф. 0503174), сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190), сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178), сведения об основных положениях учетной политики (Таблица № 4), сведения о проведении инвентаризаций (Таблица № 6), а также сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296).
Кроме того, Пояснительная записка (ф. 0503160) включает в себя сведения о формировании и использовании резерва Пенсионного фонда РФ по обязательному пенсионному страхованию (Таблица № 8), сведения о формировании и использовании выплатного резерва Пенсионного фонда РФ (Таблица № 9), сведения о формировании и использовании средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата (Таблица № 10). Данные таблицы заполняются ПФР.
Стоит отметить, что точный перечень сведений, подлежащих отражению в Пояснительной записке (ф. 0503160), зависит от срока представления отчетности (месячная, квартальная, годовая).
Особое внимание необходимо обратить на разъяснения Минфина России о недопустимости удаления (изъятия) отдельных строк в утвержденных формах отчетности, даже если строки не имеют показателей либо имеют нулевые значения.
Так, при формировании годовой бюджетной отчетности в Пояснительную записку (ф. 0503160) включаются все сведения и таблицы. При формировании квартальной отчетности в Пояснительную записку (ф. 0503160) включаются текстовая часть (ф. 0503160), сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164), сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (в отношении квартальной отчетности по состоянию на 01 июля и 01 октября), сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178), а также сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296). При этом финансовый орган или главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств могут установить обязанность по представлению иных сведений.
Текстовая часть Пояснительной записки (ф. 0503160) состоит из пяти разделов (п. 152 Инструкции № 191н раскрывается содержание каждого раздела).
Письмом Минфина России от 22.07.2016 № 02-06-10/43336 отдельно указывается на необходимость отражения в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) дополнительной информации, не отраженной в таблицах и приложениях, при условии, что такая информация существенным образом повлияла на исполнение бюджета, показатели бюджетной отчетности и деятельность субъекта бюджетной отчетности за отчетный период.
Указанию в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) подлежат причины наличия допустимых отклонений от контрольных соотношений к показателям отчетности, установленных Федеральным казначейством и(или) иным уполномоченным органом (пользователем отчетности).
Письмом Минфина России от 30.10.2020 № 02-06-10/95127 разъяснено, что согласно п. 5 Инструкции № 191н ГРБС или финансовый орган управомочены установить дополнительные формы отчетности в случае, если раскрытие информации в бюджетной отчетности не предусмотрено в форме табличного документа. Такие формы необходимы для представления и последующей консолидации данных для составления сводных (консолидированных) отчетов.
Если требования к информации не определяются Инструкцией № 191н и Стандартом «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», то такая информация подлежит раскрытию в тех разделах, к которым она относится, с учетом описания форм бюджетной отчетности.
При составлении квартальной отчетности надлежит руководствоваться общими требованиями к раскрытию информации в отчетности, установленными п.п. 61–74 Стандарта «Концептуальные основы...».
В частности, необходимо учитывать положения п. 65 Стандарта, где установлены ключевые характеристики информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно – уместность (релевантность), существенность, достоверное представление, сопоставимость, возможность проверки и(или) подтверждения достоверности данных (верификация), своевременность, а также понятность.
А также необходимо принимать во внимание п. 74 Стандарта, согласно которому затраты на представление информации в отчетности не должны превышать ее полезность и преимущества от ее использования.
В данной связи можно прийти к выводу, что при составлении текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) к квартальной отчетности необходимо раскрывать информацию, поясняющую показатели форм, представленных в составе квартальной отчетности, причины наличия допустимых отклонений от контрольных соотношений к показателям отчетности, установленных Федеральным казначейством и(или) иным уполномоченным органом (пользователем отчетности), общую информацию о субъекте отчетности (о местонахождении, смене наименования в отчетном периоде, основных направлениях деятельности, наличии филиалов, передаче полномочий по ведению учета и прочее), иную информацию, которая является существенной на отчетную дату, а также перечень форм отчетности, не включенных в ее состав за отчетный период ввиду отсутствия числовых значений показателей.
Что касается месячной отчетности, то п. 151 Инструкции № 191н установлено, что текстовая часть Пояснительной записки (ф. 0503160) формируется в случае необходимости представления пояснений относительно отдельных показателей такой отчетности.
Руководствуясь абз. 7 п. 3 Инструкции № 157н, в Пояснительную записку (ф. 0503160) необходимо включить информацию о событиях после отчетной даты. Также согласно п. 34 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» в Пояснительную записку (ф. 0503160) надлежит включать информацию о бухгалтерских записях и об изменении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности при обнаружении ошибок после принятия пользователем годовой отчетности.
События после отчетной даты раскрываются в виде краткой характеристики, которая содержит оценку последствий таких событий в денежном эквиваленте. Если такая оценка невозможна, то текстовая часть Пояснительной записки (ф. 0503160) должна содержать причины, обосновывающие данный факт.
Согласно п. 36 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» показатели Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121), при детализации в текстовой части Пояснительной записки, раскрываются не только за отчетный период, но и за аналогичный период прошлого года.
Стоит отметить, что объем информации, который необходимо раскрывать в текстовой части Пояснительной записки, расширен. Это обусловлено появлением новых федеральных стандартов.
Так, п. 16 Стандарта «Отчет о движении денежных средств» устанавливает необходимость раскрытия сумм денежных потоков между субъектом отчетности и организацией по направлениям поступлений и выбытий денежных средств, если доля участия субъекта отчетности в капитале (имуществе) такой организации составляет более 20 % голосующих акций (долей, паев, вкладов).
В соответствии с п.п. 35, 37 Стандарта «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» в текстовой части Пояснительной записки раскрывается информация об условных обязательствах и условных активах (краткое описание условных обязательств и условных активов, а также оценка влияния условных обязательств и условных активов на финансовые показатели).
Согласно п.п. 13, 14 Стандарта «Концессионные соглашения», п.п. 14, 15 Стандарта «Долгосрочные договоры» в текстовой части Пояснительной записки раскрывается информация о заключенных в отчетном периоде концессионных соглашениях или долгосрочных договорах.
В данной связи можно заключить, что текстовая часть Пояснительной записки отражает всю информацию (как финансового, так и нефинансового аспекта), которая оказала существенное влияние на показатели исполнения бюджета, но не была отражена в формализованной структуре, включая показатели бюджетной отчетности и показатели деятельности субъекта бюджетной отчетности. Существенность влияния в данном случае определяется непосредственно субъектом бюджетной отчетности с учетом влияния раскрываемой информации на оценку пользователями отчетности результата деятельности учреждения.
Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает, что бюджетная отчетность может быть представлена как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно п. 4 Инструкции № 191н порядок представления бюджетной отчетности в виде электронного документа на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи, с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством РФ, определяется главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым или казначейским органом.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также п. 4 Инструкции № 191н, если законодательство РФ или договор предусматривает представление бюджетной отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, то субъект бюджетной отчетности обязан по требованию другого лица или государственного (муниципального) органа за свой счет изготовить на бумажном носителе копии бюджетной отчетности, составленной в электронном виде.
На текстовую часть Пояснительной записки, а также все приложения к ней распространяется действие п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которой отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.
В данной связи письмо Минфина России от 02.04.2019 № 02-06-05/22824 разъясняет, что Пояснительная записка подписывается руководителем учреждения, руководителем планово-экономической службы, а также главным бухгалтером (руководителем централизованной бухгалтерии и исполнителем – при централизации бюджетного учета).
