Основанием для рассмотрения Верховным судом РФ законности вынесенных судами трех инстанций судебных актов послужили неправомерные действия работодателя по заключению срочного трудового договора. Для заключения договоров такого рода необходимы основания, установленные законом. Итак, гражданка в периоды с 2013 г. по 2017 г. и с 2019 г. по 30 ноября 2020 г. работала по срочным трудовым договорам. После окончания срока действия последнего трудового договора, заключенного на основании абзаца шестого части первой ст. 59 ТК РФ, гражданка была уволена. Однако, посчитав, что оснований для заключения срочного трудового договора в 2019 году не имелось, она обратилась в суд с иском о признании увольнения незаконным. Суды первой и апелляционной инстанций встали на ее сторону, считая, что работодатель не имел оснований для заключения срочного трудового договора в 2019 г. Кассационный суд не согласился с таким выводом, указав на то, что следует принять во внимание аргументы работодателя о наличии существенного временного перерыва при заключении срочных трудовых договоров: после окончания срока договора, заключенного на период с 2016 г. по 2017 г., следующий срочный договор был заключен только в 2019 г.
Кроме того, согласно выводам суда кассационной инстанции, фактом, послужившим основанием для заключения последнего срочного трудового договора, является проведение ответчиком работ, связанных с временным расширением производства и объемом оказываемых услуг. В данном случае речь идет о выполнении госзаказа в 2020 г. Дело пошло в Верховный суд РФ.
Согласно Определению Верховного суда РФ от 21.08.2023 № 78-КГ23-19-К3 внимания заслуживают следующие факторы:
- кассационный суд вышел за рамки доводов кассационной жалобы. В частности, кассационная жалоба не содержала указания на существенный временной перерыв при заключении срочных трудовых договоров, однако суд указал на этот факт как на заслуживающий особого внимания;
- если работодателем является организация, которая занимается предоставлением услуг третьим лицам в рамках заключаемых гражданско-правовых договоров с определенным сроком, то ограничение срока действия трудовых договоров не может являться правомерным. При данных обстоятельствах работа не имеет срочный характер, соответственно, не может служить основанием для заключения срочных трудовых договоров с работниками и их последующего увольнения после завершения срока указанных договоров. Такие же правовые позиции отражены в определениях ВС РФ от 08.11.2021 № 67-КГ21-13-К8, от 28.06.2021 № 43-КГ21-2-К6 и от 19.07.2021 № 85-КГПР21-1-К1.