Речь идет о постановлении Конституционного суда РФ от 21 июля 2023 г. № 44-П, в котором рассмотрен вопрос о соответствии Конституции РФ п. 1 ст. 152 ГК РФ.
Напомним, что п. 1 ст. 152 предусматривает, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
Обращению заявителя в КС РФ предшествовало судебное разбирательство. Так, сотрудницу вуза привлекли к дисциплинарной ответственности за прогул. Информация об этом факте была размещена на стенде, что привлекло внимание коллег и учащихся. Впоследствии женщине удалось оспорить приказ работодателя в судебном порядке, ввиду того, что суд не усмотрел достаточных доказательств совершения ею проступка. После того как приказ о привлечении ее к дисциплинарной ответственности был отменен, она вновь обратилась в суд с требованием об обязании работодателя опровергнуть распространенную в вузе информацию. Однако в этом случае суд отказал. Рассмотрев жалобу, КС РФ пришел к выводу, что п. 1 ст. 152 ГК РФ не противоречит Конституции РФ, однако отметил следующее: сам факт признания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным предполагает, что содержащиеся в нем сведения считаются не соответствующими действительности с момента его издания. Отсюда следует прямой вывод о том, что работодатель обязан опровергнуть указанные сведения, а именно: распространить информацию об отмене судом приказа тем же способом, которым были распространены сведения о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, или подобным способом, который обеспечит доступность такой информации.
Более того, опровержение работодателем указанных сведений не исключает принятия иных мер, направленных на восстановление чести, достоинства и деловой репутации работника, включая возмещение убытков и компенсацию причиненного морального вреда. Таким образом, в случае отмены приказа о привлечении работника к дисциплинарной ответственности Конституционный суд РФ установил обязанность работодателя опровергнуть распространенные им сведения о дисциплинарном проступке.