Одним из важнейших документов в деятельности бюджетных и автономных учреждений является План финансово-хозяйственной деятельности. Этот документ составляется не только учреждениями, но и их обособленными (структурными) подразделениями, осуществляющими полномочия по ведению бухгалтерского учета, оказывающими государственные (муниципальные) услуги (работы) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, утвержденным учреждению (далее - обособленные подразделения), при принятии учреждением решения об утверждении Плана ФХД обособленному подразделению.

Требования к составлению Плана ФХД

Общие требования к составлению и утверждению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (далее - Требования № 186н) и применяются при формировании Планов ФХД начиная с планов на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов).

Кроме этого учреждение при составлении и утверждении Плана ФХД руководствуется порядком, утвержденным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель) (пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 Требований № 186н). Порядок, утвержденный учредителем, должен, в частности, содержать:

- сроки и порядок составления проекта Плана ФХД;

- сроки и порядок утверждения Плана ФХД;

- порядок внесения изменений в План ФХД;

- полномочия учредителя или учреждения по утверждению Плана ФХД (внесению изменений в План ФХД).

План ФХД составляется:

- на текущий финансовый год, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год;

- на текущий финансовый год и плановый период, если закон о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период и действует в течение срока действия закона о бюджете (с 1 января по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК РФ и (или) законом о бюджете (п. 1 ст. 5 БК РФ)).

При принятии учреждением обязательств, срок исполнения которых по условиям договоров превышает срок, на который утвержден План ФХД, его показатели по решению учредителя утверждаются на период, превышающий указанный срок (п. 5 Требований № 186н).

О сроке действия Плана ФХД Минфином России в письме от 18.12.2017 № 09-01-08/84836 давались следующие разъяснения: несмотря на то, что показатели Плана ФХД могут формироваться и утверждаться на финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, однако срок его действия ограничен текущим финансовым годом.

План ФХД составляется по кассовому методу в валюте РФ за исключением учреждений, расположенных на территории иностранных государств, показатели Плана ФХД которых формируются по решению учредителя в иностранной валюте и в рублевом эквиваленте (п. 6 Требований № 186н).

Проект Плана ФХД составляется при формировании проекта закона о бюджете в порядке и сроки, установленные учредителем (п. 9 Требований № 186н).

Обособленное подразделение, осуществляющее полномочия по ведению бухучета, оказывающее услуги в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, формирует свой план лишь в случае принятия учреждением решения об утверждении Плана ФХД этому обособленному подразделению (п. 1 Требований № 186н).

Учреждение, имеющее такие обособленные подразделения, формирует проект Плана ФХД учреждения на основании проекта Плана ФХД головного учреждения, сформированного без учета обособленных подразделений, и проектов Планов ФХД обособленных подразделений, без учета расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями (п. 10 Требований № 186н). В таких случаях в учреждении формируется три вида проектов Плана ФХД:

- головного учреждения (без учета обособленных подразделений);

- каждого обособленного подразделения, формирующего план;

- учреждения в целом, включая такие обособленные подразделения.

План ФХД составляется на основании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат, связанных с осуществлением деятельности, предусмотренной уставом учреждения (далее - Обоснования).

Учредитель направляет учреждению информацию о планируемых к предоставлению из бюджета объемах субсидий (п.п. 8, 9 Требований № 186н).

Планируемые поступления включают объемы:

- субсидий на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (абз 1 п. 1 ст. 78 БК РФ);

- целевых субсидий, предусмотренных абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, с указанием целей их предоставления;

- субсидий на осуществление капвложений в объекты капстроительства или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее - субсидия на осуществление капитальных вложений);

- грантов, в том числе в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов;

- иных доходов, которые учреждение планирует получить при оказании услуг, (работ) за плату сверх установленного задания, а в случаях, установленных федеральным законом, в рамках государственного (муниципального) задания;

- доходов от иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения.

Рекомендуемая форма Плана ФХД приведена в Приложении к Требованиям № 186н и имеет следующую структуру:

- раздел 1. Поступления и выплаты.

- раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.

В рекомендуемой форме Плана ФХД согласно Требованиям № 186н введена разбивка по годам - в графах проставляются суммы, относящиеся к году планирования (текущему году, первому и второму годам планового периода, и за пределами планового периода в случае принятия обязательств, срок исполнения которых превышает срок, на который утвержден План ФХД).

Также в рекомендуемой форме Плана ФХД не предусмотрена детализация по источникам финансового обеспечения. В то же время, если учредитель примет решение о необходимости детализации Плана ФХД по источникам финансового обеспечения, то он может быть сформирован по источникам финансового обеспечения. Для этого необходимо внести соответствующие положения в порядок учредителя, определяющий в том числе структуру Плана ФХД.

Показатели Плана ФХД и Обоснования должны формироваться по соответствующим кодам (составным частям кода) бюджетной классификации РФ в части:

Операции

Источник/назначение

КБК

Поступлений

от доходов

по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов классификации доходов бюджетов (далее - АнКВД)

от возврата дебиторской задолженности прошлых лет

по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (далее - АнКВИ)

Выплат

по расходам

по кодам видов расходов классификации расходов бюджетов

по возврату в бюджет остатков субсидий прошлых лет

по коду АнКВИ

по уплате налогов, объектом налогообложения которых являются доходы (прибыль) учреждения

по коду АнКВД

Перечислений средств в рамках расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями

 

по коду АнКВИ

Особенности заполнения раздела 1 Плана ФХД
«Поступления и выплаты»

Планируемые доходы отражаются по строке 1000, расходы - по строке 2000. При этом доходы детализируются по строкам 1100, 1200, 1300 и т. д. Аналогично для расходов предусмотрена детализация по строкам 2100, 2200, 2300 и т. д. Также в отношении отдельных доходов и расходов предусмотрена более глубокая детализация.

В то же время нужно различать понятия «доходы» и «поступления», а также «расходы» и «выплаты».

Так, в рекомендуемой форме Плана ФХД идет четкое разделение в части расходов и выплат:

Тип расхода/выплаты

Строки Плана ФХД

Код бюджетной классификации

Пример

Расходы

2000-2652

КРБ

- оплата труда;

- социальные и иные выплаты населению;

- расходы на закупку товаров, работ, услуг;

- уплата штрафов, пеней

Выплаты, уменьшающие доход

3000-3030

АнКВД

Уплата налогов, уменьшающих доход:

- налог на прибыль;

- НДС;

- ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Отражаются со знаком «минус»!

Прочие выплаты

4000-4040

АнКВИ

Возврат в бюджет средств субсидии

 

Однако в отношении доходов и поступлений такой четкости не прослеживается.

Так, по строкам 1100 - 1900 отражаются АнКВД, а по строкам 1980 - 1990 отражаются АнКВИ. Вместе с тем, нет четких пояснений относительно строки 1000. В связи с этим считаем, что показатели, включающиеся в строку 1980 (в частности, показатель строки 1981) не формируют строку 1900 и, соответственно, строку 1000.

Иными словами, по строкам 1100 - 1900 отражаются «доходы», которые включаются в строку 1000. А в строках 1980 - 1990 отражаются «прочие поступления».

Многие вопросы, которые не были урегулированы Требованиями № 81н и отдавались «на откуп» учредителя, решаются на основании положений Требований № 186н.

Строка Плана ФХД

Операция

Комментарий

1980

Прочие поступления

Включают в себя в том числе показатели увеличения денежных средств за счет возврата дебиторской задолженности прошлых лет включая возврат предоставленных займов (микрозаймов), а также за счет возврата средств, размещенных на банковских депозитах.

При формировании Плана ФХД (проекта Плана ФХД) обособленному(ым) подразделению(ям) показатель прочих поступлений включает показатель поступлений в рамках расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением

1981

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет

Отражается по статье 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» АнКВИ

4000

Прочие выплаты, всего

Показатели прочих выплат включают в себя в том числе показатели уменьшения денежных средств за счет возврата средств субсидий, предоставленных до начала текущего финансового года, предоставления займов (микрозаймов), размещения автономными учреждениями денежных средств на банковских депозитах.

При формировании Плана ФХД (проекта Плана ФХД) обособленному(ым) подразделению(ям) показатель прочих выплат включает показатель поступлений в рамках расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением

4010

Возврат в бюджет средств субсидии

Отражается по статье 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» АнКВИ

3000 - 3030

Выплаты, уменьшающие доход

Отражаются по статьям АнКВД аналитической группы подвида доходов 100 «Доходы», по которым планируется уплата налогов, уменьшающих доход (в том числе налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности).

Отражается со знаком «минус»

 

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на иные цели, на осуществление капитальных вложений подлежат перечислению в соответствующий бюджет. В то же время согласно решению учредителя данные средства могут использоваться этими учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели (ч. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ; ч.ч. 3.17, 3.18 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

В Плане ФХД рассматриваемая ситуация отразится следующим образом:

- остаток средств субсидии на лицевом счете: строка 0001 «Остаток средств на начало текущего финансового года» раздела 1;

- возврат неиспользованного остатка целевой субсидии прошлого года: строка 4010 «Возврат в бюджет средств субсидии» раздела 1;

- при принятии учредителем решения об использовании остатка целевой субсидии: соответствующая строка, детализирующая строку 2000 «Расходы, всего» по конкретному виду расходов (КВР). Если планируемые расходы отражаются по строке 2600 «Расходы на закупку товаров, работ, услуг, всего», то их необходимо детализировать по строке 26000 раздела 2.

При поступлении средств возврата дебиторской задолженности прошлых лет, которые могут быть использованы в текущем году, в целях их использования они включаются в План ФХД текущего года в раздел 1 в расходную часть по соответствующему виду расходов (КВР) (письма Минфина России от 29.01.2013 № 02-13-06-293, от 08.10.2012 № 02-13-06/4132, п. 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013 «Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ). Если учреждение планирует направить средства, поступившие от возврата дебиторской задолженности прошлого года, на расходы в части закупок товаров, работ, услуг, то в Плане ФХД это отразится в разделе 1 по строке 2600 «Расходы на закупку товаров, работ, услуг, всего» и строке, детализирующей строку 2600 по соответствующему КВР. Кроме того, все планируемые расходы, включенные в строку 2600 раздела 1 Плана ФХД, должны быть детализированы в разделе 2 «Сведения по выплатам на закупку товаров, работ, услуг» Плана ФХД.

Если же такие средства не могут быть использованы, их необходимо вернуть в доход бюджета.

 

Пример 1: Учредитель принял решение о возникновении у учреждения права расходования поступивших сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках субсидии на иные цели, на осуществление капитальных вложений (на федеральном уровне порядок расходования предусмотрен п. 10 приказа Минфина России от 13.12.2017 № 226н).

В Плане ФХД это отразится следующим образом:

- возврат дебиторской задолженности прошлых лет: строка 1981 «увеличение остатков денежных средств за счет возврата дебиторской задолженности прошлых лет»;

- планирование расходов: соответствующая строка, детализирующая строку 2000 «Расходы, всего» по конкретному виду расходов (КВР). Если планируемые расходы отражаются по строке 2600 «Расходы на закупку товаров, работ, услуг, всего», то их необходимо детализировать по строке 26000 раздела 2.

 

Пример 2: Поступившие суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках субсидии на иные цели, на осуществление капитальных вложений, необходимо вернуть в бюджет.

В Плане ФХД это отразится следующим образом:

- возврат учреждению дебиторской задолженности прошлых лет: строка 1981 «увеличение остатков денежных средств за счет возврата дебиторской задолженности прошлых лет»;

- возврат в бюджет: строка 4010 «Возврат в бюджет средств субсидии» раздела 1.

 

Наряду с графой, содержащей код по бюджетной классификации Российской Федерации, рекомендуемая форма Плана ФХД содержит также графу, в которой отражается аналитический код. В этой графе указывается код КОСГУ в соответствии с Порядком № 209н и (или) коды иных аналитических показателей, например, подраздел классификации расходов, в случае, если порядком учредителя предусмотрена такая детализация (п. 11 Требований № 186н). Иными словами, требование о заполнении графы 4 «Аналитический код» императивным не является и реализуется при необходимости по решению учредителя.

Однако, не важно, детализируется План ФХД по подразделам или нет - бюджетные и автономные учреждения в целях бухучета формируют 1-4 разряды номеров счетов в порядке, предусмотренном Инструкциями №№ 157н, 174н, 183н. С учетом предусмотренных исключений в 1-4 разрядах указывается соответствующий подраздел.

Особенности заполнения раздела 2 Плана ФХД
«Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг»

В Разделе 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг» предусмотрена графа 4.1 для указания кода по бюджетной классификации Российской Федерации.

Плановые показатели выплат на закупку товаров, работ, услуг по строке 26000 Раздела 2 Плана ФХД должны соответствовать показателям соответствующих граф по строке 2600 Раздела 1 Плана ФХД. В свою очередь, в строке 2600 Раздела 1 отражается общая сумма расходов на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год в соответствии с показателями плана закупок в части закупок, осуществляемых по Закону № 223-ФЗ и показателями плана-графика, в части закупок, осуществляемых по Закону № 44-ФЗ (см. также письмо Минфина России от 14.11.2019 № 09-07-09/88086).

Для корректного отражения плановой информации в разделе 2 Плана ФХД необходимо ее оценить по следующим критериям:

- основание заключения договора (контракта): Гражданское законодательство или требования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

- заключен ли договор (контракт) до начала текущего финансового года или он планируется к заключению в соответствующем финансовом году;

- за счет какого источника планируется к заключению договор (контракт);

- в соответствии с каким именно Федеральным законом планируется осуществлять (осуществляется) закупку: 44-ФЗ или 223-ФЗ.

 

26000 = 2600

ГК РФ

Законы 44-ФЗ, 223-ФЗ

До начала текущего финансового года:

строка 26 100

Планируемые к заключению в соответствующем финансовом году:

строка 26 200

До начала текущего финансового года:

строка 26 300

Планируемые к заключению в соответствующем финансовом году:

строка 26 400

       

Договоры (контракты), заключенные до начала текущего финансового года с учетом требований Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 223-ФЗ

строка 26300

44-ФЗ

строка 26310

223-ФЗ

строка 26320

цель предоставления

стр.

26310.1

Договоры (контракты), планируемые к заключению в соответствующем финансовом году с учетом требований Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 223-ФЗ

строка 26 400

Субсидия на выполнение задания

строка 26410

Субсидия на иные цели

строка 26420

Субсидия на капвложения

строка 26430

Средства ОМС

строка 26440

Прочие источники финансового обеспечения

строка 26450

44-ФЗ стр. 26411

223-ФЗ стр. 26412

44-ФЗ стр. 26421

223-ФЗ стр. 26422

44-ФЗ

стр. 26430

44-ФЗ стр. 26441

223-ФЗ стр. 26442

44-ФЗ стр. 26451

223-ФЗ стр. 26452

цель предоставления

стр.

26421.1

цель предоставления

стр.

26430.1

цель предоставления

стр.

26451.1

 

Исходя из прямого прочтения названия планового показателя, а также порядка заполнения строки 26400 Раздела 2 Плана ФХД можно сделать вывод, что по строке 26500 «Итого по контрактам, планируемым к заключению в соответствующем финансовом году в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, по соответствующему году закупки» учреждение отражает не общую сумму запланированных закупок в соответствии с планом закупок, а сумму именно планируемых, но не заключенных фактически на дату составления Плана ФХД контрактов, т.е. сумму строк 26410, 26420, 26430, 26440, 26451. Вместе с тем, однозначность такого порядка заполнения сомнительна. Требованиями № 186н предусмотрен контроль итогового показателя по строке 26500 для бюджетного учреждения - он должен быть не менее суммы показателей строк 26410, 26420, 26430, 26440 по соответствующей графе. Для автономного учреждения - не менее показателя строки 26430 по соответствующей графе.

Следовательно, Требованиями № 186н при заполнении строки 26500 не исключена возможность включения в нее не только незаконтрактованных до наступления планового периода средств, но и средств, предусмотренных на соответствующий период, контракты (договоры) по которым уже заключены до начала планового периода.

При этом по строке 26510 показатель формируется из соответствующей строки 26500 по году начала закупки с указанием года начала закупки в графе 4. Исходя из такого требования, также можно предположить, что в строку 26500 включаются суммы, по которым до начала планового периода контракты за счет средств планового периода уже заключены. Такой вывод возможен с учетом нормы п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, согласно которой закупка начинается именно с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Аналогична ситуация по заполнению строк 26600 и 26610 Раздела 2 по закупкам, запланированным с применением норм Закона № 223-ФЗ.

Также Требованиями № 186н не предусмотрено обязательное равенство показателя по строке 26400 сумме строк 26500 и 26600 по соответствующему году закупки. Отсутствие такого контроля также позволяет сделать вывод, что показатели строк 26500 и 26600 могут включать в себя суммы контрактов (договоров), заключенных до наступления планового периода за счет средств соответствующего планового периода с применением норм Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ соответственно, что обеспечит сопоставимость показателей Плана ФХД и планов закупок (п. 42 Требований № 186н).

Обоснования (расчеты) плановых показателей

Как отмечалось выше, План ФХД составляется на основании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат, которые должны прилагаться к плану.

В отличие от ранее действующих требований (до 1 января 2020 года), утвержденных Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н, Требованиями № 186н не содержат рекомендуемые табличные формы обоснований (расчетов) выплат к Плану ФХД, а также конкретизированы обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений.

Конкретные формы обоснований (расчетов), а также порядок их составления могут предусмотреть учредители в своих порядках к составлению Плана ФХД.

В случаи, если учредитель не установил формы для обоснования (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат, учреждение вправе это сделать самостоятельно, с учетом норм главы III Требований № 186н.

При разработке форм, в качестве примера, учреждение может воспользоваться ранее действовавшими, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (Приложение № 2 к Требованиям № 81н).

Также за основу могут быть взяты примеры формирования обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат к Плану ФХД и формирования обоснований (расчетов) плановых показателей по выплатам, размещенные на официальном сайте Минфина России (www.mi№fi№.ru, Бюджет / Финансовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) учреждений / Планирование финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений).

Обоснования доходов

Формой плана ФХД, предлагаемой Требованиями № 186н, предусмотрены шесть видов доходов, подлежащие обоснованию:

- от использования собственности;

- от оказания услуг (работ);

- в виде штрафов, возмещения ущерба;

- в виде безвозмездных денежных поступлений;

- в виде целевых субсидий, а также субсидий на осуществление капитальных вложений;

- от операций с активами.

Учредитель вправе расширить этот перечень.

Более подробная детализация и порядок расчетов размеров доходов приводятся в п.п. 18-22 Требований № 186н. Если учреждение не планирует получать отдельные доходы, то обоснования (расчеты) поступлений по ним не формируются (п. 45 Требований № 186н).

Обоснования расходов

Составление обоснований расходов преимущественно осуществляется так же, как и обоснования доходов. Расчеты формируются с учетом произведенных на начало финансового года авансов по договорам, сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов, а также принятых и не исполненных на начало финансового года обязательств (абз. 2 п. 17 Требований № 186н). Если учреждение не планирует осуществлять отдельные расходы, то обоснования (расчеты) выплат по ним не формируются (п. 45 Требований № 186н).

Расчеты расходов, связанных с выполнением задания, могут осуществляться с превышением нормативных затрат, определенных в порядке п. 4 ст. 69.2 БК РФ, в пределах общего объема средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания (п. 44 Требований № 186н) (см. также письмо Минфина России от 20.04.2020 № 09-07-07/31689).

Однако относительно применения нормы п. 44 Требований № 186н довольно часто возникает вопрос: есть ли при планировании возможность учитывать объемы по тем направлениям выплат в случаях, если нормативные затраты на эти объемы не посчитаны? Например, при расчете нормативных затрат по общехозяйственной части не были учтены затраты на транспорт. Существует мнение, что если такие затраты при определении нормативных затрат были равны нулю, то норма п. 44 Требований № 186н в данном случае не в полной мере может быть применена. Иными словами, контролирующие органы могут сделать вывод о том, что если при обосновании нормативных затрат какие-либо компоненты являются нулевыми, значит, таких затрат у учреждения быть не может. В связи с этим специалисты финансового ведомства в устных разъяснениях рекомендуют учреждениям предусматривать как по прямым направлениям затрат, так и по направлениям общехозяйственной части хотя бы небольшую часть затрат. Если такого сделано не будет, учреждению придется доказывать, почему нормативы были заложены нулевые, а затраты были запланированы.

Изменение Плана ФХД

В течение финансового года учреждение должно вносить изменения в показатели Плана ФХД в случаях (п. 12 Требований № 186н):

1. Использования остатков средств на начало текущего финансового года, в том числе неиспользованных остатков целевых субсидий и субсидий на осуществление капвложений;

2. Изменения объемов планируемых поступлений, а также объемов и (или) направлений выплат, в том числе в связи с:

- изменением объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий, субсидий на осуществление капвложений, грантов;

- изменением объема услуг (работ), предоставляемых за плату;

- изменением объемов безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц;

- поступлением средств дебиторской задолженности прошлых лет, не включенных в показатели Плана ФХД при его составлении;

- увеличением выплат по неисполненным обязательствам прошлых лет, не включенных в показатели Плана ФХД при его составлении;

3. Реорганизации учреждения.

Иные основания для внесения изменений в План ФХД могут быть предусмотрены порядком учредителя.

При изменении Плана ФХД следует учитывать, что:

- показатели Плана ФХД после внесения в них изменений, предусматривающих уменьшение выплат, не должны быть меньше кассовых выплат по указанным направлениям, произведенных до внесения изменений (п. 13 Требований № 186н).

- изменение показателей Плана ФХД по поступлениям и (или) выплатам должно формироваться путем внесения изменений в соответствующие обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений и выплат, сформированных при составлении Плана ФХД.

В то же время учреждение по решению учредителя вправе осуществлять внесение изменений в показатели Плана ФХД без внесения изменений в Обоснования исходя из информации, содержащейся в документах-основаниях для поступления денежных средств или осуществления выплат, ранее не включенных в показатели Плана ФХД (п. 15 Требований № 186н):

а) при поступлении в текущем финансовом году:

- сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет;

- сумм, поступивших в возмещение ущерба, недостач, выявленных в текущем финансовом году;

- сумм, поступивших по решению суда или на основании исполнительных документов;

б) при необходимости осуществления выплат:

- по возврату в бюджет субсидий, полученных в прошлых отчетных периодах;

- по возмещению ущерба;

- по решению суда, на основании исполнительных документов;

- по уплате штрафов, в том числе административных.

Не все поступления и выплаты можно запланировать.

Изменение Плана ФХД в случае реорганизации

Форма реорганизации

Изменение показателей Плана ФХД

Пример

Присоединение,

слияние

Показатели Плана ФХД учреждения-правопреемника формируются с учетом показателей Планов ФХД реорганизуемых учреждений, прекращающих свою деятельность путем построчного объединения (суммирования) показателей поступлений и выплат

У ликвидируемого учреждения по строке 0001 раздела 1 Плана ФХД отражен остаток денежных средств прошлого года на лицевом счете. При слиянии или присоединении у учреждения-правопреемника эти денежные средства отразятся так же по строке 0001 раздела 1 Плана ФХД

Выделение

Показатели Плана ФХД учреждения, реорганизованного путем выделения из него других учреждений, подлежат уменьшению на показатели поступлений и выплат Планов ФХД вновь возникших юрлиц

У учреждения, реорганизуемого путем выделения из него других учреждений, в разделе 1 Плана ФХД были отражены запланированные расходы на заработную плату по строке 2110. После реорганизационных мероприятий сумма заработной платы, отраженная по строке 2110 Плана ФХД, уменьшится на сумму расходов на заработную плату в части вновь возникших юридических лиц

Разделение

Показатели Планов ФХД вновь возникших юрлиц формируются путем разделения соответствующих показателей поступлений и выплат Плана ФХД реорганизованного учреждения, прекращающего свою деятельность

У учреждения, реорганизуемого путем разделения на 2 учреждения, по строке 1110 запланированы доходы от оказания услуг по сдаче помещения в аренду. По итогам реорганизации первое учреждение будет оказывать те же услуги в полном объеме, второе учреждение таких услуг оказывать не будет. В Плане ФХД первого учреждения по строке 1110 будут запланированы доходы в полном объеме. В Плане ФХД второго учреждения по строке 1110 плановых показателей отражено не будет

После завершения реорганизации показатели поступлений и выплат Планов ФХД реорганизованных юридических лиц при суммировании должны соответствовать показателям Плана(ов) ФХД учреждения(ий) до начала реорганизации (п. 16 Требований № 186н).

Утверждение Плана ФХД

Порядок и сроки утверждения Плана ФХД, а также Плана ФХД с учетом изменений устанавливаются учредителем (п. 46 Требований № 186н).

Порядок утверждения Плана ФХД зависит от типа учреждения:

- План бюджетного учреждения утверждается уполномоченным лицом учреждения, если учредителем не установлен иной порядок его утверждения;

- План автономного учреждения утверждается руководителем автономного учреждения после рассмотрения проекта Плана ФХД наблюдательным советом.

Учреждение, имеющее обособленные подразделения, на основании утвержденного Плана ФХД учреждения, утверждает План ФХД головного учреждения без учета обособленных подразделений и План ФХД для каждого обособленного подразделения, включающие показатели расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями (п. 47 Требований № 186н).

Что делать, если учредитель не установил сроки утверждения Плана ФХД? В таком случае учреждение должно исходить из Требований № 186н к составлению и утверждению Плана ФХД. В частности, здесь можно обратить внимание на должностных лиц учреждения, на которых возложена обязанность по утверждению Плана ФХД (п. 46 Требований № 186н).

В общем случае План ФХД должен быть утвержден как минимум до начала очередного года (и планового периода, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период), на который он принимается.

Дело в том, что План ФХД является документом, определяющим направления использования учреждением, в частности, средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Осуществление расходов в объемах, превышающих объемы, предусмотренные утвержденным Планом ФХД, могут рассматриваться в качестве нецелевого использования средств субсидии, доведенной в целях финансового обеспечения задания. При этом учреждение самостоятельно осуществляет контроль на предмет соответствия производимых расходов утвержденным плановым назначениям. Таким образом, исходя из норм действующих нормативных актов следует, что расходование средств должно осуществляться в пределах показателей по выплатам согласно Плану ФХД (см. письма Минфина России от 17.05.2019 № 09-07-09/35628, от 24.01.2017 № 02-05-10/3143, от 27.02.2013 № 02-14-08/5744, Минфина России и Минэкономразвития России от 17.01.2017 №№ 09-05-07/1509, 749-ЕЕ/Д28и), утвержденному в порядке, определенном учредителем.

В таких обстоятельствах следует принять меры по скорейшему согласованию (утверждению) Плана ФХД.

Отметим: несмотря на то, что срок действия Плана ФХД ограничен текущим финансовым годом (см. письмо Минфина России от 18.12.2017 № 09-01-08/84836), считаем, что если Планом ФХД прошлого года были предусмотрены плановые показатели на очередной год, то это может быть дополнительным обоснованием для их осуществления. Расходовать средства следует с разумной долей осторожности, то есть оплате могут подлежать, например, только неотложные платежи, с учетом принципа осмотрительности.

Еще одна ситуация, с которой может столкнуться учреждение - осуществление расходов, превышающих плановые назначения. При этом обнаружена она может быть в январе текущего года в отношении Плана ФХД и расходов прошлого года. В таком случае возможность внесения изменений в План ФХД решается с учредителем. Если невозможно будет решить ситуацию подобным образом, то причины превышения кассового расхода над плановыми показателями необходимо будет объяснять. С учетом изложенного, таких ситуаций желательно избегать.

В целях обеспечения открытости и доступности утвержденный План ФХД и утвержденный План ФХД с учетом изменений подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте http://www.bus.gov.ru учреждением в порядке, предусмотренном п.п. 7 - 15.1 Порядка, утв. приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н (пп. 6 п. 3.3 и п. 3.5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее - Закон № 7-ФЗ, п. 3, п. 6 Порядка, утв. приказом № 86н). Требование об обязательном размещении информации распространяется и на обособленные подразделения учреждений (п. 4, п. 6, 15.1 Порядка, утв. приказом № 86н).

Напомним, что согласно требованиям Закона № 7-ФЗ публиковать также надо решения учредителя автономного учреждения о назначении членов наблюдательного совета или досрочном прекращении их полномочий.

Закон обязывает учредителей самостоятельно размещать указанные документы на http://www.bus.gov.ru. Впрочем, они могут передавать права на размещение информации подведомственным учреждениям.

Планы ФХД могут формироваться в системе «Электронный бюджет», так как технически это реализовано (письмо Минфина России от 15.12.2016 № 21-03-04/75209). Необходимость формирования Плана ФХД в системе «Электронный бюджет» может быть установлена учредителем.

Планы ФХД хранятся (п. 243 Перечня, утвержденного приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 № 236):

- по месту утверждения: 5 лет;

- по месту разработки: постоянно.