Проанализировать изменения в действующем законодательстве
Особое внимание необходимо обратить на изменения в налоговом законодательстве, а именно изменен порядок декларирования налога на прибыль организаций, НДФЛ и страховых взносов, а также налога на имущество организаций.
ПФР внес корректировки относительно порядка заполнения раздела 3 «Сведения о периодах работы застрахованных лиц» формы СЗВ-СТАЖ.
Кроме того, необходимо ознакомиться:
- с проектом приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н...», так как некоторые изменения необходимо будет учесть уже в текущем году (проект размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852));
- с проектом приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н...» (подготовлен ведомством 12.08.2021, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00119157));
- с проектом приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2021, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00119609)).
А также рекомендуется принять во внимание изменения, внесенные в приказ Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления», так как часть из них применима уже в 2021 году, другая часть – с начала 2022 года.
Изменения коснулись и КБК, в связи с чем особый интерес представляют изменения, внесенные в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» и приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2021 № 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)».
Кроме того, разработано несколько новых федеральных стандартов в области бухучета, вступление которых в законную силу планируется с 01 января 2022 года.
Утвердить учетную политику организации
Применение учетной политики регламентируется ч. 5 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п. 11 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», п. 12 ст. 167 НК РФ. В учетную политику организации могут вноситься изменения в случаях, установленных ч. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п.п. 12, 13 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», ст. 313 НК РФ, и не позднее 31 декабря 2021 года (шестой абзац ст. 313 НК РФ и ч. 5 ст. 8 Закона № 402-ФЗ).
Проверить сроки хранения документации
Документы, сроки хранения которых истекли, надлежит утилизировать.
Провести инвентаризацию и оформить ее результаты
Инвентаризация необходима для того, чтобы избежать недостачи или учесть излишки. Выявление данных обстоятельств может свидетельствовать об искажении бухгалтерской отчетности, что может повлечь применение к организации штрафных санкций, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Кроме того, неотражение результатов проведенной инвентаризации в отчетности – это прямой повод для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП РФ за грубое нарушение порядка составления бухгалтерской / бюджетной отчетности.
По результатам проведения инвентаризации составляются Инвентаризационные описи.
Произвести выплату заработной платы сотрудникам
При этом необходимо учесть особенности, касающиеся удержания НДФЛ и заполнения формы 6-НДФЛ при осуществлении выплат раньше установленного графика.
Утвердить Бюджетную смету, План ФХД, План-график закупок
Бюджетная смета казенных учреждений на 2022 год (плановый период 2023–2024 годов) составляется и утверждается согласно п. 2 ст. 161 БК РФ, п. 6 Общих требований, утв. приказом Минфина России от 14.02.2018 № 26н. На утверждение Бюджетной сметы учреждению отведено 10 рабочих дней с момента доведения до него лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). При этом расчеты плановых показателей подлежат обязательному указанию в смете.
Кроме того, бюджетные и автономные учреждения составляют и утверждают План ФХД на 2022 год (плановый период 2023–2024 годов) в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 31.08.2018 № 186н, в который 12.10.2021 внесены изменения. Изменения коснулись порядка утверждения Плана ФХД, а также его структуры. Так, в Раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг» добавлена новая графа 4.2 «Уникальный код» и три новых детализирующих строки.
При получении средств из федерального бюджета, в целях осуществления капитального строительства или приобретения недвижимого имущества, учреждения в графе 4.2 должны указать уникальный код объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества. Такой уникальный код присваивается ГИИС «Электронный бюджет». Рассмотренные правила распространяются и на учреждения, которые получают федеральные средства из МБТ, предоставленного региональному / муниципальному бюджету, из которого впоследствии и были доведены субсидии учреждениям.
Стоит обратить внимание, что федеральные казенные учреждения при составлении Бюджетной схемы руководствуются Порядком № 141н. С 09 ноября 2021 года вступили в законную силу поправки в Порядок № 141н, в частности, обоснования / расчеты плановых сметных показателей, формируемые при составлении сметы, рассматриваются и принимаются ГРБС / РБС одновременно со сметой (порядок рассмотрения ГРБС / РБС обоснований / расчетов плановых сметных показателей должен быть аналогичен порядку рассмотрения смет). Сформированные обоснования / расчеты плановых сметных показателей должны быть утверждены уполномоченным лицом учреждения после принятия проекта сметы и указанных обоснований / расчетов главным распорядителем / распорядителем бюджетных средств. При изменении показателей обоснований / расчетов плановых сметных показателей присваивается код вида изменений из списка, используемого для смет. Если же изменения не влияют на показатели сметы, то им присваивается код вида изменения «850».
Кроме того, необходимо учесть, что для федеральных казенных учреждений утвержден ряд форм обоснований / расчетов плановых сметных показателей, которые применяются начиная с подготовки бюджетной сметы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а также разработаны Методические рекомендации, которые содержат подробный порядок формирования обоснований / расчетов, включая внутриформенные контрольные соотношения, для отдельных направлений расходов с учетом особенностей для учреждений, подведомственных разным федеральным органам.
Утвердить графики отпусков сотрудников
При утверждении графика отпусков сотрудников на 2022 год необходимо руководствоваться ст. 123 ТК РФ, согласно которой график отпусков утверждается работодателем ежегодно не позднее чем за две недели до наступления календарного года. В этом году графики отпусков необходимо утвердить до 17 декабря 2021 года.
Утвердить лимит остатка кассы
Согласно п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У юридические лица для ведения кассовых операций устанавливают лимит остатка наличных денег. Если срок действия лимита был установлен до 31 декабря 2021 года, то на следующий год необходимо издать новый приказ.
Уточнить налоговый статус иностранных работников
Окончательный налоговый статус иностранного работника, в соответствии с которым определяется порядок налогообложения его доходов, полученных за год, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по состоянию на 31 декабря 2021 года.
Проверить лимиты нормируемых расходов
Согласно п. 3 ст. 318 НК РФ нормируемые расходы (рекламные, представительские, на добровольное медицинское страхование и др.) рассчитываются нарастающим итогом с начала налогового периода. Таким образом, необходимо уточнить лимиты нормируемых расходов по состоянию на 31 декабря 2021 года.
Провести инвентаризацию резервов в налоговом учете, а также создать резервы на следующий год
Если организацией создавались резервы (на оплату предстоящих отпусков и вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, на гарантийный ремонт, на ремонт основных средств, по сомнительным долгам и др.), то на последнее число налогового периода необходимо провести их инвентаризацию и отразить полученные результаты в отчетности. Кроме того, необходимо принять решение, будет ли организация создавать резервы в следующем налоговом периоде или нет.
Уведомить о подразделении организации, через которое будет уплачиваться налог на прибыль
Когда налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений в одном субъекте РФ, то он должен уведомить инспекцию о выборе того из них, через которое будет уплачиваться налог на прибыль в бюджет субъекта РФ. Сделать это необходимо до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду (второй абзац п. 2 ст. 288 НК РФ).
Уведомить о подразделении организации, через которое будет представляться единая отчетность по налогу на имущество
Если у организации есть облагаемые по среднегодовой стоимости объекты недвижимости, находящиеся на территориях нескольких ИФНС одного региона, то она вправе подавать единую декларацию по налогу на имущество. Для этого нужно уведомить налоговый орган, в который будет представляться единая отчетность.
Для представления единой декларации за 2021 год уведомление можно подать уже с 01 января 2022 года (и до 01 марта 2022 года).
Уведомить о подразделении организации, через которое будет представляться отчетность по НДФЛ
Если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования либо если обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования, то отчетность по НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений представляется в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, которое выбирается налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения организации.
В данной связи налоговый агент уведомляет о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода по НДФЛ. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления Расчета 6-НДФЛ.
Приказом ФНС России от 06.12.2019 № ММВ-7-11/622 утверждены форма уведомления, ее формат и порядок заполнения.
Таким образом, уведомить налоговый орган о выборе обособленного подразделения, через которое будет представляться отчетность по НДФЛ в 2022 году, необходимо не позднее 10 января 2022 года.