Неправомерно использованные средства субсидии на капвложения явились результатом «бурных споров», возникших между контрольным органом и региональным автономным учреждением. Итак, региональное автономное учреждение посчитало, что не должно исполнять предписание контрольного органа и возвращать в доход федерального бюджета причиненный им ущерб, который они таковым не считали. Как было установлено проверкой, учреждение произвело оплату фактически не выполненных работ и излишних материалов. При этом стоимость и объемы выполненных работ были завышены. Все это темное дело было «прикрыто»:
- подписанными дополнительными соглашениями корректировочных актов КС-2;
- зачетом переплаты.
Результатом таких махинаций явилось отсутствие задолженностей сторон друг перед другом, то есть сумма в 18 млн руб. оказалась полностью «перекрыта», и учреждение с чистой совестью доказывало в суде свою правду. Вместе с тем суд все разложил по своим полкам.
Еще в суде первой инстанции (и последующих) о признании представления недействительным (решение АС Республики Хакасия от 03.10.2019 по делу № А74-20852/2018) служители Фемиды указали, что наличие корректирующих актов – это прямое подтверждение ошибочных шагов учреждения в виде неправомерно предъявленных и оплаченных расходов. Сам по себе факт сторнирования спорных сумм наглядно доказывает, что учреждение согласилось с допущенными нарушениями. К аналогичным выводам суд пришел и при рассмотрении иска о возмещении ущерба (постановление Третьего ААС от 13 апреля 2023 г. № 03АП-2822/22).
Оплата фактически не выполненных работ может стать поводом для претензий по вопросу достоверности показателей бухгалтерской/бюджетной отчетности, так как, выявляя подобные факты, ревизоры указывают на необходимость отражения в учете суммы дебиторской задолженности (решение Московского горсуда от 12.10.2017 по делу № 7-11214/2017, постановление Девятого ААС от 24.11.2021 № 09АП-65754/21).