Обзор основных изменений 2021 года в Законе № 44-ФЗ
- 11.01.2021

Изменения в 44-ФЗ с 01 января 2021 года
С указанной даты больше не применяются нормы о закупках при подготовке проведения общероссийского голосования (ст. 7 Федерального закона от 27.02.2020 № 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
Положения п.п. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1 и п. 30.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.02.2020 № 27, действующей с 09 марта 2020 года, применяются до 31 декабря 2020 года включительно.
С 01 января 2021 года п.п. 6, 7, 9 ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ начнут применяться в редакции, которая действовала до 09 марта 2020 года. Таким образом, больше не будут включать положения о закупках при подготовке проведения общероссийского голосования.
Начали действовать новые правила вступления в силу изменений в Закон № 44-ФЗ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ).
Так, ст. 2 Закона № 44-ФЗ дополнена новой частью 5, в соответствии с которой изменения в Законе № 44-ФЗ вступают в силу следующим образом:
- если изменяющий закон принят с 01 января по 01 октября включительно, он вступает в силу с 01 января следующего после принятия года;
- если изменяющий закон принят с 02 октября по 31 декабря включительно, он вступает в силу с 01 января, но через год после принятия.
Это относится к изменениям положений Закона № 44-ФЗ о планировании закупок, определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе об установлении новых способов их определения, контроле в сфере закупок, мониторинге закупок, аудите в сфере закупок.
Согласно изменениям, внесенным в ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок должна проверять соответствие участника – юридического лица требованию, предусмотренному п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ).
Изменения в 44-ФЗ с 01 апреля 2021 года
С указанной даты в новой редакции начнет применяться п. 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ст. 3 Федерального закона от 22.12.2020 № 436-ФЗ).
Так, уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти будет вправе заключить контракт с единственным поставщиком только на выполнение работ по изготовлению акцизных марок для маркировки табачной продукции. Положения о возможности закупки на основании указанного пункта работ по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции будут исключены.
Появятся нормы об осуществлении закупок малого объема в электронной форме (абз.абз. 2–3 пп. «а» – «в» п. 23 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ, абз.абз. 2–3 пп. «а», пп. «б», абз.абз. 24–62 пп. «в» п. 23, п. 25 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ).
Изменятся положения п.п. 4 и 5 ч. 1, ч. 4 ст. 93, ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, кроме того, ст. 93 Закона № 44-ФЗ будет дополнена ч. 12.
С 01 апреля 2021 года заказчик будет вправе закупать товары на сумму, не превышающую 3 млн руб., в случаях, предусмотренных п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в электронной форме с использованием электронной площадки. При этом информация о таких закупках будет включаться в реестр контрактов.
Участнику нужно будет разместить на электронной площадке подписанное электронной подписью предварительное предложение о поставке товаров, которое должно будет содержать, в том числе:
- наименование и характеристики каждого товара с использованием КТРУ;
- наименование страны происхождения товара;
- документ (или его копию), подтверждающий страну происхождения товара (если такой документ предусмотрен нормативными правовыми актами о запретах, ограничениях и условиях допуска к закупкам). При отсутствии такого документа товар приравнивается к иностранному;
- цену единицы каждого товара;
- минимальное и(или) максимальное количество товара, предлагаемого к поставке;
- срок действия предварительного предложения, который не может составлять более 1 месяца с даты его размещения на электронной площадке. При этом участник вправе продлить этот срок или отозвать предварительное предложение в любой момент до его направления оператором электронной площадки заказчику;
- информацию и документы об участнике закупки;
- минимальный (минимальные) срок (сроки) и(или) максимальный (максимальные) срок (сроки) поставки товара. При этом неуказание таких сроков означает согласие участника со сроком поставки, предусмотренным заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Предусмотрена возможность внесения участником изменений в предварительное предложение, и такие изменения будут применяться к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения о которых размещены в ЕИС после размещения на электронной площадке таких изменений.
Заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки товара, содержащее в том числе адрес электронной площадки в сети «Интернет» и проект контракта. Отметим, что извещение может содержать и требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта. В соответствии с новой редакцией ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном ст. 22 Закона № 44-ФЗ, и включить это обоснование в контракт.
В течение 1 часа с момента размещения заказчиком извещения оператор электронной площадки определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более 5, которые соответствуют требованиям извещения о характеристиках, цене и количестве товара, об отсутствии информации об участнике в РНП (при наличии такого требования), а также содержат наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.
Затем оператор электронной площадки присваивает отобранным заявкам участников порядковые номера в порядке возрастания цены за единицу товара и направляет заявки заказчику.
В случае, когда отобрано менее 2 заявок, оператор размещает об этом уведомление в ЕИС и направляет его заказчику.
Далее, не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов от оператора, заказчик принимает решение о соответствии или несоответствии каждой заявки требованиям извещения и каждой неотклоненной заявке присваивает порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара. Затем заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика и направляет его оператору, который размещает его в ЕИС и на электронной площадке в течение 1 часа с момента его получения от заказчика.
Контракт заключается с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер в следующем порядке.
Не позднее 3 часов с момента размещения в ЕИС итогового протокола заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.
Не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком проекта контракта, победитель размещает на электронной площадке подписанный электронной подписью проект контракта, а также (при необходимости) документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
При этом формирование и размещение протокола разногласий невозможно.
Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке подписанный электронной подписью контракт не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем, а также (при необходимости) документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, но не ранее чем через 2 рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС итогового протокола.
Изменятся положения о запросе котировок в электронной форме (п.п. 8, 16, 17 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ).
Так, заказчик сможет проводить запрос котировок в электронной форме, если НМЦК не превышает 3 млн руб.
При этом изменения в ст. 96 Закона № 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не внесены. В этой связи заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта при закупке путем запроса котировок, если НМЦК не превышает 500 тыс. руб. Соответственно, если при запросе котировок НМЦК будет превышать указанную величину, заказчик будет обязан установить такое требование.
Годовой объем закупок путем проведения запроса котировок не должен будет превышать 10 % СГОЗ заказчика.
Предусмотрены изменения и для извещения.
Так, заказчик должен будет формировать извещение о проведении запроса котировок с использованием ЕИС.
Срок подачи заявок должен составлять не менее 4 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения в ЕИС извещения.
Кроме того, устанавливается запрет на внесение изменений в извещение.
Также в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ заказчик будет вправе отменить запрос котировок не позднее чем за 1 час до окончания срока подачи заявок на участие в нем.
Что касается содержания заявок, то участнику нужно будет представить в заявке документы (или их копии), подтверждающие его соответствие требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а не продекларировать свое соответствие этим требованиям.
В заявку участника – юридического лица должно быть включено решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки (или его копию), если требование о наличии такого решения установлено законодательством РФ, учредительными документами участника и для участника поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта (при установлении заказчиком такого требования) является крупной сделкой.
При закупке товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, заявка должна будет содержать:
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира. При закупке работ, услуг такое требование включается, если оно установлено в извещении;
- документы (или их копии), подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, если в соответствии с законодательством установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов (или их копий) предусмотрено извещением. Однако если в соответствии с законодательством РФ такие документы передаются вместе с товаром, требовать их представления в заявке нельзя.
В заявке не нужно будет указывать ИНН участника и его почтовый адрес.
Присваивать каждой неотклоненной заявке порядковый номер в порядке возрастания предложенных в заявках цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) будет комиссия по осуществлению закупок. При этом номера будут присваиваться с учетом положений нормативных правовых актов о запретах, ограничениях и условиях допуска к закупкам.
Что касается заключения контракта, то он будет заключаться с победителем запроса котировок в порядке, установленном ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ. При этом предусмотрены особенности.
Так, не позднее 3 часов с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов запроса котировок заказчик должен будет разместить в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта с включением в него информации из заявки победителя.
Победитель запроса котировок, в свою очередь, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком проекта контракта, размещает на электронной площадке подписанный электронной подписью проект контракта, а также (при необходимости) документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
При этом формирование и размещение протокола разногласий не предусмотрено.
Заказчик должен будет разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный электронной подписью контракт не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем, а также (при необходимости) документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, но не ранее чем через 2 рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов запроса котировок.
Продления срока подачи заявок при признании запроса котировок несостоявшимся не будет предусмотрено. Таким образом, если запрос котировок будет признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок или отклонения всех заявок, заказчик сразу может осуществить новую закупку. Если же запрос котировок будет признан несостоявшимся по причине наличия только одной надлежащей заявки, заказчик сразу может заключить с участником, подавшим эту заявку, контракт как с единственным поставщиком на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, т. е. в порядке, предусмотренном ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ, но с рассмотренными выше особенностями.
Изменения в 44-ФЗ с 01 июля 2021 года
С указанной даты изменятся некоторые положения о реестре недобросовестных поставщиков (п.п. 1–6, 8–10 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2020 № 539-ФЗ).
Так, корректировки внесены в ч. 1.1 ст. 31, пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 1 ч. 6, п. 6 ч. 11 ст. 54.4, п. 1 ч. 5, п. 5 ч. 11 ст. 66, п. 4 ч. 3 ст. 73, п. 1 ч. 9, п. 6 ч. 13 ст. 83.1, ч.ч. 1, 3–7, 9 и 10 ст. 104, п. 5 ч. 11 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, а ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ дополнена новым п. 5.
Поправками предусмотрено, что в РНП будут включаться не сведения об учредителях участника, а сведения:
- об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица – участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя). Под такими участниками (членами) понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем 25 % акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства РФ;
- об учредителях унитарного юридического лица.
Также сведения об учредителях участника закупки не нужно будет указывать в заявках.
Предусмотрено, что контрольный орган в сфере закупок будет проводить внеплановую проверку в связи с получением обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП.
Информация об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) исключается из РНП не только по истечении 2 лет с даты ее размещения в РНП, но и до истечения этого срока в случае получения ФАС России:
1) решения суда:
- о признании недействительным решения о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП;
- о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) членов его коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции его единоличного исполнительного органа, а также перечисленных выше участников (членов) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица, по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Эксперт правового консалтинга
Категории
- Государственные и муниципальные закупки (Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ)
- ЕИС (единая информационная система в сфере закупок)
- Заключение контракта (договора)
- Закупки у единственного поставщика (Закупки малого объема, ЗМО)
- Запрос котировок в электронной форме
- Извещение об осуществлении закупки (документация о закупке)
- Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), цена контракта, начальная сумма цен единиц, формула цены, ориентировочное значение цены контракта
- ОКОФ, ОКВЭД, ОКПД, ОКУН, КТРУ
- Реестр контрактов в ЕИС (реестр закупок)
- Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)
- Требования к участнику закупки
- Электронный аукцион
- Электронный документооборот (ЭДО), электронное актирование в ЕИС, электронная цифровая подпись (ЭЦП)
