Послабления в части НДФЛ, налога на прибыль и УСН

Не облагаются НДФЛ финансируемые из федерального бюджета стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения.

Для плательщиков налога на прибыль и УСН по приносящей доход деятельности скорректирован порядок учета расходов на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, покупку медицинских изделий для диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Изменения в бухгалтерской отчетности

Напомним, что согласно поправкам, внесенным в Инструкцию № 33н, бухгалтерская отчетность на 01 апреля 2020 года бюджетными и автономными учреждениями не формируется. Такое же правило действует и в отношении ежемесячной отчетности указанных учреждений на 01 мая текущего года. Сократился состав бюджетной отчетности казенных учреждений за I квартал.

Также сокращен состав Пояснительной записки (ф. 0503760), в форме Сведений (ф. 0503773) появилась новая графа, исключена часть строк в Отчете (ф. 0503737), уточнен порядок заполнения Сведений (ф. 0503790). При этом многие из этих поправок уже были учтены при формировании годовой отчетности за 2019 год.

Новый размер ключевой ставки

С 27 апреля размер ключевой ставки снижен и составляет 5,5 % годовых.

Ключевая ставка, напомним, применяется при расчете, в частности, пеней по налогам, сборам, взносам, компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику, процентов за пользование чужими денежными средствами и др.

Разработан федеральный стандарт бухучета «Совместная деятельность»

С 2021 года порядок учета объектов, возникающих при ведении совместной деятельности по договору простого товарищества или соглашению о совместно осуществляемых операциях без образования юридического лица, а также особенности раскрытия информации об участии в такой деятельности в бухгалтерской отчетности будет регулировать федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Совместная деятельность».

Изменения по закупкам у единственного поставщика

До 600 тыс. руб. увеличен лимит закупок у единственного поставщика, ранее предел составлял 300 тыс. руб.

Совокупный годовой объем закупок и годовой объем закупок при этом увеличен с 5 % до 10 %.

Сведения СЗВ-ТД придется направлять чаще

Правительство РФ установило новые сроки для представления СЗВ-ТД. О приеме на работу и увольнении сотрудников отчитаться теперь придется на следующий день после издания соответствующего приказа. Впервые это нужно было сделать уже 28 апреля – по трудоустройству и увольнениям, совершенным с 01 по 27 апреля. В остальных случаях срок представления СЗВ-ТД не изменился – до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Новый порядок будет действовать до 31 декабря 2020 года.

Кроме того, обращаем внимание, что с 01 января 2021 года за непредставление в установленный срок либо представление неполных и(или) недостоверных сведений по форме СЗВ-ТД предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Утвержден новый порядок расчетов наличными денежными средствами

Указанием от 09 декабря 2019 г. № 5348-У (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.04.2020), которое вступило в силу 27 апреля, Банк России установил новые правила наличных расчетов в РФ.

Так, вместо списка операций, которые являлись исключениями из общего запрета, установлен перечень разрешенных операций.

К разрешенным целям расходования поступивших в кассу наличных денег добавлены выдача (возврат) займов, а также уплата процентов и неустоек по ним:

- микрофинансовой организацией или ломбардом – в пределах 50 тыс. руб. по одному договору, но не более 1 млн руб. в течение 1 дня;

- кредитным (в том числе сельскохозяйственным) потребительским кооперативом – в пределах 100 тыс. руб. по одному договору займа, но не более 2 млн руб. в течение 1 дня.

Основные положения о порядке расчетов наличными деньгами сохранены. Лимит расчетов между организациями (ИП) также составляет 100 000 руб. в рамках одного договора. Также действуют ограничения для расчетов наличными деньгами между физлицами (не ИП).

Новая ежемесячная форма отчетности для ТФОМС

Напомним, что в период с 2020 по 2022 год из бюджета ФФОМС Территориальным фондам будут выделяться межбюджетные трансферты для осуществления стимулирующих денежных выплат медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медосмотров населения. Об использовании такого трансферта медицинские организации должны будут представлять отчетность, форму и порядок заполнения которой ФФОМС уже утвердил. Отчетность представляется в ТФОМС до 5 числа каждого месяца.

Обновлены правила возврата денег за билеты на отмененные зрелищные мероприятия

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 442 утверждено Положение, регламентирующее отмену, замену либо перенос зрелищных мероприятий при угрозе возникновения и(или) возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности.

Положением предусмотрен порядок информирования посетителей об отмене, переносе мероприятий, порядок и сроки возмещения стоимости билетов.

При этом возврат полной стоимости билетов необходимо осуществить в сроки в течение 30 дней со дня обращения посетителя с помощью сайта, на котором были приобретены и оформлены билеты, либо в день обращения посетителя в организацию исполнительских искусств, музей или к уполномоченному лицу.

Учет ТМЦ без применения счета 106 04

По результатам проверки ФХД учреждения Казначейство выявило нарушения бюджетного законодательства в части оприходования материальных запасов в сумме их фактической стоимости сразу на счет 0 105 00 000, в то время как согласно Инструкции № 157н к бухгалтерскому учету указанные объекты нефинансовых активов должны быть приняты к учету на счет 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы». Выявленное нарушение, по мнению Казначейства, повлекло искажение отчетности, так как обороты по данному счету не были отражены в «Сведениях о движении нефинансовых активов» (ф. 0503168).

Учреждение оспорило данный факт. Руководствуясь нормами Бюджетного кодекса, ФЗ № 44-ФЗ, а также актуальными на период проверки (2016–2017 гг.) редакциями Инструкций № 157н и 162н, судом первой инстанции, а также последующими апелляционными судами действия учреждения были признаны законными. Так, в соответствии с положениями п. 23 Инструкции № 162н приобретение материальных запасов по фактической / сформированной стоимости учитывается по счету 0 105 00 000 в корреспонденции со счетом 0 302 34 000 или 0 208 34 000.

Судами было установлено, что для осуществления ФХД учреждение заключало соответствующие контракты (в частности, приобретение моторного топлива, автомобильного бензина и дизельного топлива, бланков, хозяйственных товаров, автошин, канцелярских товаров), которые содержат условие об установленной твердой цене, применяемой в течение всего срока исполнения контракта.

Указанные выше ТМЦ были приняты на учет по контрактной цене, дополнительных затрат не производилось, а произведенные расчеты не имели характера вложений (инвестиций) в постепенное создание объектов материальных запасов, улучшение или восстановление их потребительских и эксплуатационных качеств.

Верховный суд РФ также отказал ревизорам в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам (Определение Верховного суда РФ от 08.04.2020 № 301-ЭС20-3205).

Суд не признал неэффективными расходы на покупку и затем списание лекарств на сумму 11,5 млн руб. за счет средств ОМС

В отношении медицинского центра ТФОМС была проведена проверка использования обществом средств обязательного медицинского страхования, в результате которой, по мнению ТФОМС, было выявлено неэффективное, нецелевое использование медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, выразившееся в следующем.

В результате закупки лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности, не использованных в полном объеме до истечения срока годности, произведено списание лекарственных препаратов на 11,5 млн руб. Поставленные медцентру препараты имели ограниченный срок годности, из-за чего и были вскоре списаны, а в контрактах на поставку лекарств не было требований к величине срока годности. ТФОМС расценил это как нецелевое использование средств.

Кроме того, ТФОМС полагал, что медорганизация обеспечивала лекарственными препаратами пациентов для продолжения лечения в амбулаторных условиях.

В связи с изложенным ТФОМС потребовал вернуть в бюджет использованные не по целевому назначению средства ОМС, оплатить штраф.

Медцентр, не согласившись с данным требованием, обратился в суд.

Судами было установлено, что спорные лекарственные средства, которые входят в Перечень жизненно важных и необходимых, выдавались ежедневно на руки пациентам дневного стационара. Лекарственные препараты предназначались для приема в вечернее время на весь период лечения в дневном стационаре. Пациенты расписывались за каждый полученный препарат в журнале регистрации медикаментов. Таким образом, как указано судами, спорные препараты назначены и выданы пациентам не амбулаторно, а в условиях дневного стационара. Согласно областной программе госгарантий бесплатной медпомощи обеспечение граждан лекарствами за счет средств медорганизации производится при оказании в рамках областной программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара, в связи с чем суды указали, что выводы ТФОМС о нецелевом использовании средств не основаны на нормах бюджетного законодательства, законодательства об обязательном медицинском страховании.

Что касается покупки лекарств с истекающим сроком годности, то суд учел, что при проверке медорганизации выявлены недостатки и нарушения, повлиявшие на финансово-экономическую составляющую: в договоре поставки лекарств не указан остаточный срок годности препаратов. В результате закупки лекарств с ограниченным сроком годности произведено списание неиспользованных лекарств на общую сумму 11,5 млн руб.

Между тем, как подчеркнули судьи, при оценке соблюдения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств суд должен учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

При этом судами установлено, что в акте проверки не приведено доказательств того, что общество, приобретая лекарственные препараты в указанном количестве, могло выполнить поставленные задачи с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный объем средств, общество могло бы достичь лучшего результата; не проведен анализ документов, по которым лекарственные препараты с ограниченным сроком годности были приобретены, в частности, не соотнесены коммерческие условия поставки препаратов (цены и объемы приобретенных лекарственных препаратов, скидки за низкий остаточный срок годности и т. д.) с актом об их списании.

Кроме того, в соответствии с п. 17.2 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 при проверке использования медорганизацией средств ОМС оценивается в том числе обоснованность цен при закупке медицинской организацией лекарственных средств. Суды установили, что доказательств необоснованности цен, по которым приобретены обществом лекарственные препараты, ТФОМС не представлено.

Доказательства приобретения обществом лекарственных препаратов с истекшим сроком годности в материалах дела отсутствуют, при этом неполное использование лекарственных препаратов до истечения срока их годности в медицинской организации не является нецелевым использованием средств.

На основании изложенного Верховный суд РФ отказал в удовлетворении кассационной жалобы ТФОМСа (Определение Верховного суда РФ от 03 марта 2020 г. № 305-ЭС20-376).

Расходы по ОМС не могут быть признаны нецелевыми из-за нарушения лицензионных требований

ТФОМС в отношении районной больницы была проведена проверка использования средств ОМС. В ходе проведенной проверки Фонд выявил нецелевое использование учреждением средств ОМС, направленных на оплату труда медсестер при отсутствии лицензии на осуществление доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу. ТФОМС обязал больницу вернуть использованные не по целевому назначению средства и уплатить штраф. Однако учреждение штраф не оплатило, и Фонд обратился в суд. Учреждение направило встречный иск о признании акта Фонда недействительным в части эпизода о нецелевом использовании средств ОМС.

При рассмотрении дела судами было установлено, что у учреждения была лицензия на осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в стационаре, расположенном по указанному в лицензии адресу. Но в связи с аварийным состоянием здания стационара сестринский персонал был переведен в амбулаторию больницы, расположенную по другому адресу. При этом лицензии, предоставлявшие право осуществления доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по данному адресу, право оказания услуг по сестринскому делу не предусматривали. Лицензия, предоставляющая право осуществления доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу, была оформлена учреждением только в 2019 году.

Таким образом, суды установили, что учреждение вело медицинскую деятельность по адресу, не указанному в действующей лицензии. А это квалифицируется как нарушение лицензионных требований, но не как ведение деятельности без лицензии. Следовательно, выводы Фонда об осуществлении деятельности медицинских сестер при отсутствии лицензии неправомерен. Кроме того, соответствующая лицензия находилась на переоформлении и впоследствии была получена учреждением. Суды сделали вывод, что само по себе нарушение лицензионных требований не является основанием для признания расходов нецелевыми.

Верховный суд согласился с выводами судов нижестоящих инстанций (Определение Верховного суда РФ от 27.03.2020 № 307-ЭС20-2992).