Новая редакция Приказа № 209н: обзор осенних изменений в КОСГУ 2020 и 2021 годов
- 22.11.2020

Приказ Минфина России от 29.09.2020 № 222н «О внесении изменений в Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. № 209н» зарегистрирован в Минюсте РФ 9 ноября 2020 года.
Порядок применения КОСГУ подвергся серьёзным изменениям. Большая часть разъяснений Минфина России по использованию КОСГУ, представленная ранее в письмах, теперь включена в Порядок № 209н и обрела законную силу.
Примечательно, что часть поправок применяется начиная с 2021 года. Вместе с тем изменения коснулись и порядка применения КОСГУ при ведении учета в текущем году и составлении отчетности за 2020 год.
1. Изменения в Порядок № 209н, которые следует применять в 2020 году
1.1. Общие положения
Порядок № 209н дополнен п. 7.1, в котором теперь закреплена применявшаяся и в прежней редакции группировка по группам лиц в целях применения соответствующей подстатьи статьи КОСГУ при отражении в учете и отчетности следующих операций:
Операции |
Значение в третьем разряде подстатьи КОСГУ |
Группа лиц |
1. Увеличивающие (уменьшающие) задолженность по предоставленным заимствованиям. Детализируются статьи 540 и 640 КОСГУ. 2. Увеличивающие (уменьшающие) стоимость иных финансовых активов. Детализируются статьи 550 и 650 КОСГУ, в третьем разряде применяются значения 1 - 7. 3 Увеличивающие (уменьшающие) дебиторскую задолженность. Детализируются статьи 560 и 660 КОСГУ, за исключением расчетов по доходам (поступлениям) бюджетов бюджетной системы РФ, перечисленных в абз. 2 п. 13.6 Порядка № 209н. 4. Увеличивающие (уменьшающие) кредиторскую задолженность. Детализируются статьи 730 и 830 КОСГУ |
1 |
Участники бюджетного процесса (лица, указанные в подпункте 13.5.1 Порядка № 209н); |
2 |
Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения |
|
3 |
Организации государственного сектора: - государственные (муниципальные) унитарные предприятия; - государственные корпорации и компании; - публично-правовые компании В прежней редакции Порядка № 209н перечень организаций госсектора содержался в п. 9.5. |
|
4 |
Иные нефинансовые организации |
|
5 |
Иные финансовые организации |
|
6 |
Некоммерческие организации и физические лица - производители товаров, работ, услуг |
|
7 |
Физические лица, в том числе нерезиденты |
|
8 |
Наднациональные организации и правительства иностранных государств |
|
9 |
Нерезиденты (за исключением физических лиц, наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций) |
Также внесено важно уточнение в порядок применения подстатей КОСГУ в случае реорганизации юридического лица, с которым осуществляются расчеты.
Новым п. 7.1 Порядка № 209н установлено, что в случае, если в течение финансового года юридическое лицо реорганизовано, в связи с чем на конец финансового года (на конец осуществления расчетов с ним) оно относится к иной группе лиц, отличной от той, к которой оно относилось на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним), операции по расчетам с данным юридическим лицом в течение финансового года подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым они отражались на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним).
Иными словами, выбор соответствующей подстатьи статьи 540 и 640, 550 и 650, 560 и 660, 730 и 830 КОСГУ определяется на начало осуществления расчетов с юридическим лицом, и до окончания расчетов с этим юридическим лицом подстатья КОСГУ не меняется.
Например, заключен договор на оказание услуг с государственным унитарным предприятием, оно относится к группе лиц «организации государственного сектора». До окончания расчетов по данному договору ГУП был реорганизован в акционерное общество. Несмотря на изменение организационно-правовой формы расчеты с АО до полного исполнения обязательств по ранее заключенному договору следует продолжать отражать в учете как расчеты с ГУП с указанием в третьем разряде соответствующей статьи КОСГУ значения «3» (например, подстатьи 733 и 833 КОСГУ).
Но! Данное правило действует для завершения незаконченных расчетов. В течение года с одним и тем же юридическим лицом могут осуществляться расчеты, возникающие по разным основаниям (например, в рамках нескольких договоров). В таком случае рекомендуем применять соответствующую подстатью КОСГУ исходя из того, к какой группе лиц относится контрагент именно в момент начала расчетов с ним по каждому основанию расчетов.
Вернемся к нашему примеру. После реорганизации ГУП в АО учреждением был заключен еще один договор с этим юрлицом, и в рамках нового договора расчеты в учете отражаются уже именно как с АО с указанием в третьем разряде соответствующей статьи КОСГУ значения «4» (например, подстатьи 734 и 834 КОСГУ).
Выбор соответствующих подстатей статей 540 и 640, 550 и 650, 560 и 660, 730 и 830 КОСГУ при расчетах с реорганизованным юрлицом осуществляется следующим образом:
Ситуация |
Выбор группы лиц |
На начало года имеется задолженность, юрлицо реорганизовано в текущем году до момента погашения задолженности на начало года |
Не учитываем реорганизацию, закрываем задолженность по группе лиц, к которой юрлицо относилось на начало года |
В текущем году начало расчетов осуществлено до реорганизации юрлица, окончание расчетов произведено после его реорганизации |
Не учитываем реорганизацию, заканчиваем расчеты с юрлицом по группе лиц, к которой оно относилось на начало осуществления расчетов |
В текущем году реорганизовано юрлицо, с которым ранее осуществлялись расчеты, возникло новое основание для осуществления расчетов с этим юрлицом после его реорганизации |
Для отражения новых расчетов выбираем группу лиц, к которой относится юрлицо после реорганизации в момент возникновения нового основания для расчетов |
Таким образом, по расчетам с одним и тем же юридическим лицом при условии его реорганизации в течение года в учете могут применяться разные подстатьи статей КОСГУ 540 и 640, 550 и 650, 560 и 660, 730 и 830 в зависимости от группы лиц, к которым относилось юрлицо на момент начала расчетов с ним.
1.2. Доходы
В основном внесенные изменения по «доходным» КОСГУ уточняют порядок их применения в части возвратов ранее перечисленных средств межбюджетных трансфертов (далее - МБТ) и субсидий, предоставленных автономным и бюджетным учреждениям. Такие позиции ранее были озвучены специалистами Минфина России в разъяснениях и системных письмах.
Наименование статьи / подстатьи КОСГУ |
Что изменилось в 2020 году |
Примечание |
129 «Иные доходы от собственности» |
Дополнение: По этому коду также следует отражать доходы от предоставления права на заключение договора (контракта) |
Подобная позиция была изложена в письме Минфина России от 16.04.2020 № 02-08-10/30693 См. также письмо Минфина России от 02.10.2020 № 02-08-10/86794 |
12K «Доходы от концессионной платы» |
Уточнение: Данная подстатья КОСГУ не применяется для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете кассовых поступлений и выбытий |
|
141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» |
Дополнение: Содержание подстатьи расширено: помимо штрафов по данному коду следует учитывать доходы от пеней и иных санкций |
|
151 «Поступления текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» |
Уточнение: Конкретизировано, что на эту подстатью относится в том числе возврат предоставленных МБТ именно текущего характера |
|
153 «Поступления текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений» |
Уточнение: Конкретизировано, что на эту подстатью относятся безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) учреждений, в том числе доходы от возврата АУ / БУ остатков субсидий прошлых лет, имеющих целевое назначение, именно текущего характера |
Обращаем внимание, что по этому коду учитываются безвозмездные денежные поступления текущего характера от учреждений в доход бюджета |
161 «Поступления капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» |
Дополнение: Назначение подстатьи стало шире: на нее относятся также доходы от возврата остатков целевых МБТ капитального характера прошлых лет |
|
163 «Поступления капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений» |
Уточнение: Конкретизировано, что на эту подстатью относятся в том числе доходы от возврата АУ / БУ остатков субсидий капитального характера прошлых лет, субсидий на иные цели |
Обращаем внимание, что по этому коду учитываются безвозмездные денежные поступления капитального характера от учреждений в доход бюджета. Такая позиция была изложена ранее в письме Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939 |
171 «Курсовые разницы» |
Дополнение: Содержание подстатьи дополнено отражением курсовых разниц от операций с иностранной валютой, операций РЕПО |
|
176 «Доходы от оценки активов и обязательств» |
Дополнение: |
О применении подстатьи 176 КОСГУ для отражения в учете финансового результата от переоценки валютных монетарных финансовых активов см. также письмо Минфина России от 03.09.2019 № 02-08-09/67633. Таблицей соответствия КБК доходов и статей (подстатей) КОСГУ предусмотрено применение подстатьи 176 КОСГУ в случае начисления доходов в иностранной валюте при передаче объектов НПА в возмездное (безвозмездное) пользование. |
1.3. Расходы
В части «расходных» КОСГУ существенные изменения коснулись подстатей статьи 210 «Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ, причем как расширяющие перечень отражаемых по ним операций, так и исключающие некоторые из перечисленных в них расходов. И, повторимся, большая часть этих новшеств - позиции, ранее озвученные специалистами Минфина России в разъяснениях и системных письмах.
Наименование статьи/ подстатьи КОСГУ |
Что изменилось в 2020 году |
Примечание |
211 «Заработная плата» |
Дополнение: По этой подстатье также следует отражать: - выплаты при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; - выплата месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом; - единовременные выплаты при предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска государственным и муниципальным служащим; - выплаты при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск |
По сути, это не новшество, т.к. на необходимость отнесения указанных расходов на подстатью 211 Минфин России указывал в системном письме от 27.12.2019 № 02-08-10/102939 и информации от 13.05.2019 |
212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме», 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» |
Уточнение: В части общих требований к структуре кодов КОСГУ уточнено, что по статьям 212 и 214 следует проводить расходы, связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала, а также направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере деятельности. Уточнено разграничение приобретения работ, услуг, а также возмещение (компенсация) персоналу расходов в зависимости от целей: - если расходы производятся для выполнения функций государственного (муниципального) органа, учреждения, осуществления персоналом служебных (трудовых) обязанностей, применяется статья 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ; - если аналогичные расходы осуществлены для личного потребления непосредственно персоналом и не связаны с выполнением функций государственного (муниципального) органа, учреждения, осуществлением персоналом служебных (трудовых) обязанностей, применяется подстатья 214 КОСГУ |
Ранее позиция Минфина России об отнесении следующих расходов к несоциальным выплатам была представлена в системном письме от 27.12.2019 № 02-08-10/102939: - компенсация и оплата найма жилья, проезда к месту работы и обратно, за исключением обеспечения должностных лиц проездными документами в служебных целях, компенсации расходов сотрудников с разъездным характером работы; - оплата и компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; - оплата пользования и компенсация расходов на пользование спортивными сооружениями, объектами для проведения досуга, базами отдыха для работников и членов их семей, детскими садами и яслями для детей сотрудников; - оплата парковки, за исключением оплаты в служебных целях. |
213 «Начисления на выплаты по оплате труда» |
Исключение: Весь перечень пособий, которые сейчас работодатели выплачивают за счет ФСС, из назначения подстатьи 213 исключен |
Предполагается, что с 2021 года механизм «прямых выплат» будет внедрен повсеместно, и такие расходы ФСС станет выплачивать застрахованным лицам самостоятельно. Несмотря на внесение изменений в описание подстатьи 213 КОСГУ, которые следует применять уже в 2020 году, исключенные направления расходов отражаются страхователем по тем кодам КОСГУ, по которым были предусмотрены (доведены, утверждены) средства в 2020 году на осуществление указанных расходов (см. письмо Минфина России от 26.12.2019 № 02-05-10/102478) |
231 «Обслуживание внутреннего долга» |
Дополнение: По данной подстатье следует отражать в том числе уплату процентов за рассрочку реструктуризированной задолженности по бюджетному кредиту |
|
241 «Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления» |
Уточнение названия подстатьи. Дополнение: По данной подстатье также следует отражать расходы АУ / БУ по перечислению на безвозмездной основе средств Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию. Уточнение: Конкретизировано, что по данной подстатье отражаются операции по безвозмездной передаче: - НФА (за исключением ОС, НМА, НПА) внутри сектора госуправления именно в рамках одного публично-правового образования, - финансовых активов не только при реорганизации или ликвидации учреждения, но и в случае изменения (передачи) функций и полномочий государственных (муниципальных) органов, учреждений |
К таким расходам относится в том числе перечисление по решению АУ / БУ остатка (экономии) средств субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания, не связанного с его невыполнением |
Следующие подстатьи статьи 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям» КОСГУ: 242, 243, 246 |
Дополнение: По данным подстатьям отражаются операции по безвозмездной передаче не только НФА (за исключением ОС, НМА, НПА), но и финансовых активов |
|
Следующие подстатьи статьи 540 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям» КОСГУ: 543, 544, 545, 546. |
Дополнение: По данным подстатьям также отражаются операции по поступлению прав требований по долговым обязательствам в казну РФ, субъекта РФ, муниципального образования |
|
Следующие подстатьи статьи 550 «Увеличение стоимости иных финансовых активов» КОСГУ: 553, 554, 555, 556 |
Дополнение: По данным подстатьям также отражаются операции по поступлению иных финансовых активов в казну РФ, субъекта РФ, муниципального образования |
|
Следующие подстатьи статьи 640 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям» КОСГУ: 643, 644, 645, 646 |
Дополнение: По данным подстатьям также отражаются операции по выбытию прав требований по долговым обязательствам из казны РФ, субъекта РФ, муниципального образования |
|
Следующие подстатьи статьи 650 «Уменьшение стоимости иных финансовых активов» КОСГУ: 653, 654, 655, 656 |
Дополнение: По данным подстатьям также отражаются операции по выбытию иных финансовых активов из казны РФ, субъекта РФ, муниципального образования |
1.4. Особенности применения некоторых подстатей КОСГУ
1.4.1. Подстатья 176 «Доходы от оценки активов и обязательств» КОСГУ.
Одним из обязательных способов последующей оценки объектов нефинансовых активов (за исключением готовой продукции и товаров), предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, является определение их справедливой стоимости методом рыночных цен (п. 28 Инструкции № 157н, п. 52 Стандарта «Концептуальные основы...» ).
Напомним, что согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к организациям бюджетной сферы относятся:
- государственные (муниципальные) учреждения;
- государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации;
- органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами.
Результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода (п. 28 Инструкции № 157н).
Переоценке до справедливой стоимости подлежат следующие объекты НФА, предназначенные для отчуждения (например, для продажи, передачи, в том числе в качестве вклада в уставный капитал) не в пользу организаций бюджетной сферы:
- основные средства с учетом накопленной амортизации (п.п. 29, 30, 41, 42 Стандарта «Основные средства»;
- непроизведенные активы (п. 39 Стандарта «Непроизведенные активы»);
- нематериальные активы (п.п. 24, 25 Стандарта «Нематериальные активы»);
- материальные запасы, за исключение готовой продукции и товаров (п. 29 Стандарта «Запасы»).
Такая переоценка отражается в учете на счете 0 401 10 176 «Доходы текущего финансового года от оценки активов и обязательств».
Для формирования 1 - 17 разрядов номера счета казенными учреждениями применяется соответствующий код бюджетной классификации по доходам с подгруппой доходов 114 «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов».
Пример отражения в учете переоценки имущества, предназначенного для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы.
Объект основных средств признали «неактивом» и учли его на забалансовом счете 02 в условной оценке: 1 объект, 1 рубль. По решению уполномоченного органа такое имущество, выбывшее из эксплуатации, подлежит реализации или передаче юридическому лицу, не относящемуся к организациям бюджетной сферы.
В соответствии с положениями Инструкций №№ 162н, 174н и 183н необходимо «поднять» на баланс объект имущества и отразить в учете в качестве материального запаса по стоимости, по которой объект ранее был принят к учету. Поскольку объекты НФА, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, необходимо также произвести переоценку восстановленного в учете материального запаса.
В казенном учреждении |
В бюджетном (автономном) учреждении |
Содержание операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
КРБ 1 105 36 346 |
КДБ 1 401 10 172 |
0 105 36 346 |
0 401 10 172 (АнКВД 180) |
Отражено оприходование материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества по стоимости, по которой объект ранее был принят к учету |
Уменьшение 02 |
Уменьшение 02 |
Одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 02 в условной оценке: 1 объект, 1 рубль |
||
КРБ 1 105 36 346 |
КДБ 1 401 10 176 |
0 105 36 346 |
0 401 10 176 (АнКВД 440) |
Отражена переоценка до справедливой стоимости объекта материальных запасов, предназначенного для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы |
Если принято решение о продаже или передаче основного средства, находящегося в эксплуатации, не следует специально переводить его в в состав материальных запасов. Но отразить в учете его дооценку до справедливой стоимости необходимо.
Изменение кадастровой стоимости земельных участков тоже формирует финансовый результат от оценки нефинансовых активов. Вместе с тем положениями Инструкций №№ 162н, 174н и 183н на сегодняшний день прямо закреплено отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете изменения стоимости земельных участков в связи с изменением их кадастровой стоимости с применением подстатьи 199 КОСГУ.
Соответствующие изменения в Инструкции №№ 162н, 174н и 183н об отражении в учете таких операций с применением подстатьи 176 КОСГУ уже находятся на регистрации в Минюсте РФ, осталось только дождаться опубликования - и вопрос будет окончательно урегулирован.
1.4.2. Подстатья 241 «Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления» КОСГУ.
На подстатью 241 КОСГУ относятся расходы на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, в том числе на предоставление:
- субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
- субсидий на иные цели текущего характера;
- грантов в форме субсидий.
Бюджетными и автономными учреждениями данная подстатья КОСГУ до 2020 года применялась только для отражения в учете операции по безвозмездной передаче НФА (за исключением ОС, НМА, НПА) внутри сектора госуправления, а также финансовых активов и обязательств при реорганизации и ликвидации учреждения.
В текущем году согласно Приказу № 222н перечень расходов расширен: на подстатью 241 КОСГУ теперь относятся расходы бюджетных и автономных учреждений по перечислению на безвозмездной основе средств Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.
Таким образом, средства, перечисленные бюджетными и автономными учреждениями в доход соответствующего бюджета по решению учреждения, например в качестве добровольного пожертвования, отражаются учреждениями с применением подстатьи 241 КОСГУ.
К таким расходам относится в том числе перечисление по решению бюджетного (автономного) учреждения остатка (экономии) средств субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания, не связанного с невыполнением государственного (муниципального) задания. Соответствующая выплата должна быть предусмотрена в Плане ФХД учреждения.
Напомним, что обязанность осуществить возврат в доход бюджета возникает только при невыполнении государственного (муниципального) задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ), и перечисляется учреждением в объеме, соответствующем показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты, с применением подстатьи 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» КОСГУ. Если государственное (муниципальное) задание выполнено, то перечислять остаток средств субсидии в доход бюджета нет необходимости.
До внесения рассматриваемых изменений в Порядок № 209н расходы на перечисление автономным и бюджетным учреждением средств в доход бюджета по решению самого учреждения на добровольной и безвозмездной основе, в том числе остатков средств субсидии, не связанных с невыполнением государственного (муниципального) задания, исходя из положений Порядка № 85н могли быть отнесены на КВР 853 «Уплата иных платежей», на который подлежат отнесению расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 «Иные бюджетные ассигнования», и невозможностью применения иных групп видов расходов 100 - 700, в увязке с подстатьей 297 КОСГУ «Иные выплаты текущего характера организациям».
Теперь прямо установлено, что отражать расходы по перечислению средств в доход бюджета на основании решения бюджетного (автономного) учреждения следует с применением подстатьи 241 КОСГУ.
Однако возникает вопрос о применении бюджетными (автономными) учреждениями КВР для отражения расходов по перечислению на безвозмездной основе средств в доход бюджета. Действующим Порядком № 85н такой вид расходов прямо не установлен. Таблицами соответствия КВР и КОСГУ на 2020 и 2021 годы предусмотрена увязка подстатьи 241 КОСГУ с КВР группы 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям», однако бюджетными (автономными) учреждениями КВР группы 600 не применяются. Для корректного отражения в учете таких расходов остается следить за обновлением Таблиц и изменениями в Порядок № 85н.
2. Изменения в Порядок № 209н, которые следует применять начиная с 2021 года
Обратим внимание, что параллельно с КОСГУ был скорректирован и Порядок № 85н, в том числе в части КВР на 2021 год - приказ Минфина России от 08.06.2020 № 98н вступил в силу 6 октября 2020 года. Так что в следующем году вести учет и составлять отчетность учреждениям предстоит в соответствии с обновленными требованиями к использованию КВР и КОСГУ.
А вот планировать деятельность на 2021 год нужно уже сейчас. И составлять Планы ФХД и бюджетные сметы необходимо с учетом грядущих изменений. С этой целью Минфин России подготовил ряд сопоставительных таблиц, применение которых при планировании доходов и расходов на 2021 год поможет избежать претензий по некорректному применению кодов. К сопоставительным таблицам мы еще вернемся, а сейчас рассмотрим изменения, которые следует применять уже в следующем году в части КОСГУ.
2.1. Доходы
Изменения в части «доходных» КОСГУ - это, прежде всего, новая подстатья 139 КОСГУ, а также уточнение назначения действующих кодов по доходам от безвозмездных неденежных поступлений. Но обо всем по порядку.
Наименование статьи / подстатьи КОСГУ |
Что изменится с 2021 года |
Примечание |
136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» |
Дополнение: Назначение подстатьи расширено: на нее также относятся поступления средств от возврата АУ / БУ части остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в случае его невыполнения |
Уже в 2020 году в системном письме Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939 предусмотрено использование подстатьи 136 КОСГУ для отражения в учете возврата остатков средств АУ / БУ в связи с невыполнением государственного (муниципального) задания. |
139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов» |
Новая подстатья! На данную подстатью относятся доходы, которые поступят от ФСС в порядке возмещения расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами. |
Появление новой подстатьи для этих целей Минфин России анонсировал еще в конце 2019 года |
185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора» |
Уточнение: На данную подстатью относятся доходы по соглашению о безвозмездном пользовании (об аренде на льготных условиях) не только с организациями госсектора, но и с ЦБ РФ |
|
Следующие подстатьи статьи 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» КОСГУ: 191 и 195 |
Уточнение: На данные подстатьи относятся безвозмездные неденежные поступления в сектор госуправления не только от сектора госуправления и организаций госсектора, но и от ЦБ РФ |
|
Подстатьи, детализирующие статью 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» КОСГУ: 191, 192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199 |
Уточнение: Данные подстатьи не применяются для отражения кассовых поступлений и выбытий |
2.2. Расходы
В части «расходных» КОСГУ в значительной степени корректировке подверглись подстатьи 226 и 228 - часть затрат, отражаемых в настоящее время по подстатье 226, с 2021 году будет перенесена в подстатью 228. Однако и другие коды КОСГУ затронули существенные изменения, причем как расширяющие перечень отражаемых по ним операций, так и исключающие некоторые из перечисленных в них расходов. Также уточнены подстатьи КОСГУ, связанные с отражением в учете по новому неисключительных прав пользования НМА, об этом мы рассказывали ранее в нашем обзоре изменений в Инструкцию № 157н. И, повторимся, большая часть новшеств - позиции, ранее озвученные специалистами Минфина России в разъяснениях и системных письмах.
Наименование статьи/ подстатьи КОСГУ |
Что изменится с 2021 года |
Примечание |
221 «Услуги связи» |
Дополнение: В назначение подстатьи включены расходы на абонентскую плату за пользование радиоточкой |
Ранее об этом говорилось в информации Минфина России от 13.05.2019 |
222 «Транспортные услуги» |
Дополнение: В содержание статьи теперь включены расходы: - на оплату сборов за оформление авиа- и железнодорожных билетов, - по удержаниям, связанным с возвратом или обменом неиспользованных проездных документов. Расширен перечень лиц, вызываемых следственными или судебными органами, в целях отражения расходов по оплате проезда или возмещения транспортных расходов: кроме свидетелей, проезд оплачивается (возмещается) потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым, адвокату, присяжным заседателям. |
Год назад в письме от 20.09.2019 № 02-08-10/72704 Минфин России уже высказывался об отнесении расходов на уплату сборов и удержаний на подстатью 222 КОСГУ. |
224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» |
Дополнение: в назначение подстатьи теперь включено возмещение арендодателю (собственнику имущества) расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, предусмотренных договором аренды или безвозмездного пользования недвижимостью |
Об отнесении указанных расходов на подстатью 224 КОСГУ Минфин России высказывался в письме от 25.01.2019 № 02-05-10/4416 и в информации от 13.05.2019 |
225 «Работы, услуги по содержанию имущества» |
Дополнение: На данную подстатью также относятся расходы: - на проведение техосмотра транспортных средств; - на оплату работ по консервации объекта незавершенного строительства |
Минфин России уже озвучивал мнение об учете указанных расходов по подстатье 225 КОСГУ - см. письма от 18.10.2018 № 02-05-10/74994, от 15.03.2019 № 02-05-10/17876 |
226 «Прочие работы, услуги» |
Исключение: Из подстатьи 226 КОСГУ исключены расходы на приобретение услуг, работ для целей капвложений в нефинансовые активы, формирующие стоимость основных фондов, связанные с типовым проектированием, проектными и изыскательскими работами, такие как: - проведение архитектурно-археологических обмеров; - разработка генпланов, совмещенных с проектом планировки территории; - работы по типовому проектированию; - разработка схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительное зонирование, планировка территорий; - разработка технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности. Уточнение: В назначении подстатьи уточнено, что оплата демонтажных работ (в том числе снос строений, перенос коммуникаций) отражается по подстатье 226 КОСГУ в случае, если данные работы производятся НЕ для целей капвложений в объекты капстроительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капвложений, формирующих стоимость основных средств. |
С 2021 года указанные расходы следует производить по подстатье 228 КОСГУ |
Дополнение: Содержание статьи расширено за счет расходов на: - материальное стимулирование деятельности народных дружинников; - компенсационные выплаты, связанные с оплатой стоимости питания спортивным судьям, волонтерам, контролерам-распорядителям, не являющимся штатными сотрудниками учреждения и привлекаемым к участию в спортивных мероприятиях; - возмещение расходов за наем жилого помещения потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым, а также адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда; - выплату вознаграждения переводчикам, экспертам (экспертным учреждениям), адвокатам, иным специалистам, участвующим в судопроизводстве; - оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам; - выплату вознаграждения конкурсному управляющему, а также возмещение его расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника. |
Ранее позиция Минфина России об отнесении указанных расходов на подстатью 226 КОСГУ была озвучена в информации от 13.05.2019 |
|
Уточнение: Скорректирована формулировка в части расходов на приобретение неисключительных прав пользования НМА. На данную подстатью относятся расходы на приобретение неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права пользования на результаты интеллектуальной деятельности |
Уточнение связано с новым порядком отражения в учете неисключительных прав пользования НМА согласно изменениям в Инструкцию № 157н и положениям Стандарта «Нематериальные активы» |
|
228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» |
Дополнение: Содержание статьи расширено за счет добавления расходов на приобретение услуг, работ для целей капвложений в нефинансовые активы, формирующих стоимость основных фондов, связанных с типовым проектированием, проектными и изыскательскими работами, а именно: - проведение архитектурно-археологических обмеров; - разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличение потребляемой мощности; - инженерно-геодезические изыскания; - выполнение кадастровых работ. |
Такие расходы исключены из назначения подстатьи 226 КОСГУ |
262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме» |
Уточнение: На данную подстатью относятся расходы на выплату суточных безработным гражданам при переезде в другую местность по направлению службы занятости не только для трудоустройства, но и за время следования к месту обучения и обратно. Дополнение: Добавлены новые расходы: - выплата материальной поддержки безработным гражданам и гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах, временного трудоустройства; - выплата единовременной финансовой помощи на оказание содействия самозанятости безработных граждан; - выплата единовременного пособия при выпуске детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; - выплата пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся по очной форме обучения; - выплата органами госвласти (органами местного самоуправления) физлицам, в том числе работникам данных органов, социальных выплат, являющихся публичными нормативными обязательствами |
Практически все подстатьи, детализирующие статью расходов 260 «Социальное обеспечение», существенно дополнены. Ранее Минфин давал разъяснения по применению КОСГУ в части соцобеспечения в информации от 13.05.2019 и письме от 06.03.2019 № 02-05-11/14993 |
263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» |
Уточнение: На данную подстатью относятся расходы на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, а именно приобретение в целях последующей выдачи лекарственных препаратов для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинских изделий по рецептам на медицинские изделия, включая расходы по транспортировке, хранению и льготному отпуску через аптечные организации гражданам (бесплатно или со скидкой) лекарственных средств и медицинских изделий. Дополнение: Добавлены новые расходы: - закупка товаров, работ, услуг для обеспечения бесплатным питанием, комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и лиц из их числа, а также выплата компенсации для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования при выпуске детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; - оплата проезда детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к месту отдыха и оздоровления и обратно; - оплата стоимости проезда, найма жилого помещения гражданам, направленным органами службы занятости в другую местность для профобучения или получения дополнительного профобразования; - оплата стоимости проезда и провоза имущества, найма жилого помещения безработным и членам семьи при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости |
Подробные разъяснения в части применения подстатьи 263 КОСГУ начиная с 2021 года для отражения расходов на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения были даны Минфином России в письме от 16.10.2020 № 02-08-10/91015 |
264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам» |
Уточнение: Конкретизировано, что на данную подстатью НЕ относятся выплаты, осуществляемые государственными внебюджетными фондами. Дополнение: Добавлены новые расходы: - единовременные пособия в связи со смертью судьи; - ежемесячные возмещения судье в случае причинения ему увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью; - ежемесячное возмещение нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, в случае его гибели (смерти); - единовременная выплата (в том числе в виде материальной помощи) членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи; - оплата больничных листов за первые 3 дня нетрудоспособности бывшим работникам |
В недавнем письме от 27.08.2020 № 02-08-10/76077 Минфин России прямо указывает: при формировании проектов бюджетных смет, обоснований бюджетных ассигнований и реестра расходных обязательств на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 г.г. расходы по выплате пособий по больничным листам бывшим работникам при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы следует отражать по подстатье 264 КОСГУ |
265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме» |
Дополнение: Содержание статьи дополнено расходами на возмещение расходов супруга, близких родственников, иных родственников или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение бывшего работника, связанных с погребением бывшего работника |
Об отражении в 2021 году по подстатье 265 КОСГУ социального пособия на погребение, ранее относившегося на подстатью 213 КОСГУ, Минфин России прямо указал в письме от 16.10.2020 № 02-08-10/91015 |
266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» |
Дополнение: В назначении статьи появились новые расходы: - оплата 4-х дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами; - единовременные денежные поощрения (пособия) при увольнении в связи с выходом на пенсию за выслугу лет |
Об отражении в 2021 году по подстатье 266 КОСГУ в части оплаты 4-х дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, ранее относившегося на подстатью 213 КОСГУ, Минфин России прямо указал в письме от 16.10.2020 № 02-08-10/91015 |
267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» |
Уточнение: По данной статье можно отражать не только выплату компенсации персоналу, но и оплачивать приобретение для них товаров, работ, услуг в целях социальной помощи |
Об отражении на подстатье 267 КОСГУ не только выплаты компенсации, но и непосредственно расходов учреждения на примере расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение штатным работникам учреждения Минфин России указывал в письме от 16.10.2020 № 02-08-10/91015 |
281 «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям» |
Уточнение: Конкретизировано, что по данной подстатье отражаются операции по безвозмездной передаче НФА, составляющих основные фонды, в том числе активов в составе государственной (муниципальной) казны публично-правового образования, а также показателей, уменьшающих стоимость основных фондов, внутри сектора госуправления именно в рамках одного публично-правового образования |
|
286 «Безвозмездные перечисления капитального характера некоммерческим организациям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг» |
Дополнение: По данной подстатье также отражаются операции по предоставлению физлицам в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности |
|
292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» |
Уточнение: На данную подстатью относятся расходы по уплате штрафов, пеней не только за несвоевременную уплату налогов, сборов, страховых взносов, но и за другие нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, законодательства РФ о страховых взносах |
|
296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» |
Дополнение: Добавлены новые расходы: - выплаты компенсаций за задержку выплат в пользу физлиц, в том числе выплат работникам компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ; - ежемесячные денежные выплаты гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин»; - стипендии гражданам, получающим высшее или среднее профессиональное образование, заключившим договор о целевом обучении с федеральным госорганом, органом госвласти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Уточнение: - дополнен перечень выплат бывшим работникам государственных (муниципальных) учреждений: по данной подстатье следует отражать помимо выплат к памятным датам и профессиональным праздникам выплаты материальной помощи в связи с юбилейными датами, ко дню пожилых людей и тому подобное; - перечень выплат физлицам скорректирован: на данной подстатье отражаются выплаты государственных премий и грантов, НО исключены выплаты денежных компенсаций, надбавок, иных выплат; - одновременно с этим перечень дополнен расходами на выплату физлицам премий, денежного поощрения, иных выплат по результатам проводимых смотров-конкурсов |
Позиция финансового ведомства по наполнению подстатьи 296 КОСГУ была изложена в письме от 29.06.2018 № 02-05-10/45153. Позднее в письме от 14.03.2019 № 02-05-10/17089 Минфин России давал разъяснения по выплатам почетным гражданам. |
297 «Иные выплаты текущего характера организациям» |
Дополнение: Добавлены новые расходы: - выплата юрлицам премий, денежного поощрения, иных выплат по результатам проводимых смотров-конкурсов; - возврат неосновательного обогащения истцу: ИП, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг, осуществляемый на основании судебного решения; - внесение казенным учреждением, являющимся участником закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе |
|
298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам» |
Дополнение: Уточнено, что на данную подстатью относятся расходы по осуществлению иных выплат физлицам несоциального характера, связанных с возмещением ущерба вследствие изъятия (ограничения прав пользования) не только земель, но и иного недвижимого имущества. Добавлены новые расходы: - возмещение гражданам за изымаемое жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийными и подлежащими сносу или реконструкции |
|
299 «Иные выплаты капитального характера организациям» |
Дополнение: Уточнено, что на данную подстатью относятся расходы по осуществлению иных выплат несоциального характера, связанных с возмещением ущерба вследствие изъятия (ограничения прав пользования) не только земель, но и иного недвижимого имущества. Расширен перечень лиц, которым возмещается такой ущерб: к ним относятся не только юрлица, но и ИП, а также физические лица - производителям товаров, работ, услуг |
|
352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» |
Изменились названия и назначения подстатей! Уточнение: На указанные подстатьи следует относить операции по принятию к учету неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности соответственно с определенным и неопределенным сроком полезного использования. Важный нюанс: для отражения кассовых поступлений и выбытий данные подстатьи не применяются! |
Уточнение связано с новым порядком отражения в учете неисключительных прав пользования НМА согласно изменениям в Инструкцию № 157н и положениям Стандарта «Нематериальные активы». Указанные подстатьи в 2020 году не применяются. Использовать их начнем с 2021 года, причем сразу в новой редакции. |
411 «Амортизация основных средств», 421 «Амортизация нематериальных активов» |
Уточнение: |
|
412 «Обесценение основных средств» |
Уточнение: Конкретизировано, что на данную подстатью относятся суммы снижения именно стоимости основных средств в связи с их обесценением. Данная подстатья не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий |
|
422 «Обесценение нематериальных активов с определенным сроком полезного использования» |
Изменилось название и назначение подстатьи! Уточнение: На данную подстатью следует относить суммы снижения стоимости нематериальных активов с определенным сроком полезного использования в связи с их обесценением. Данная подстатья не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий |
Уточнение связано с положениями Стандарта «Нематериальные активы» |
423 «Обесценение нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования» |
Новая подстатья! На данную подстатью следует относить суммы снижения стоимости нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования в связи с их обесценением. Данная подстатья не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий |
|
432 «Обесценение непроизведенных активов» |
Уточнение: Конкретизировано, что на данную подстатью относятся суммы снижения именно стоимости НПА, не связанного с изменением их справедливой стоимости в ходе их нормального использования, в связи с их обесценением. Данная подстатья не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий |
|
Следующие подстатьи статьи 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ: 441, 442, 443, 444, 445, 446, 447, 449 |
Уточнение: Конкретизировано, что на данные подстатьи относятся не только соответствующие доходы от выбытия материальных запасов, но и операции по их выбытию |
|
451 «Уменьшение стоимости права пользования активом» |
Дополнение: На данную подстатью относятся операции по выбытию права пользования активом, операции, связанные с начислением амортизации на объекты учета операционной аренды, А ТАКЖЕ суммы снижения стоимости объектов учета операционной аренды в связи с их обесценением |
|
452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» |
Изменилось название и назначения подстатьи! Уточнение: На данную подстатью следует относить доходы от выбытия неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования, а также операции, связанные с начислением амортизации на объекты неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования, и суммы снижения стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования в связи с их обесценением. Данная подстатья не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий |
Уточнение связано с новым порядком отражения в учете неисключительных прав пользования НМА согласно изменениям в Инструкцию № 157н и положениям Стандарта «Нематериальные активы». Указанные подстатьи в 2020 году не применяются. Использовать их начнем с 2021 года, причем сразу в новой редакции. |
453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» |
Новая подстатья! На данную подстатью следует относить доходы от выбытия неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования, а также суммы снижения стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования в связи с их обесценением. Данная подстатья не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий |
|
462 «Обесценение биологических активов» |
Уточнение: Конкретизировано, что на данную подстатью относятся суммы снижения именно стоимости биологических активов, не связанного с изменением их справедливой стоимости в ходе их нормального использования, в связи с их обесценением. Данная подстатья не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий |
|
563 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора» |
Уточнение: На данную подстатью относятся операции, увеличивающие дебиторскую задолженность, по осуществлению расчетов не только с финансовыми и нефинансовыми организациями госсектора, но и с ЦБ РФ в части расчетов, в которых он не является участником бюджетного процесса |
|
663 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора» |
Уточнение: На данную подстатью относятся операции, уменьшающие дебиторскую задолженность, по осуществлению расчетов не только с финансовыми и нефинансовыми организациями госсектора, но и с ЦБ РФ в части расчетов, в которых он не является участником бюджетного процесса |
|
733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора» |
Уточнение: На данную подстатью относятся операции, увеличивающие кредиторскую задолженность, по осуществлению расчетов не только с финансовыми и нефинансовыми организациями госсектора, но и с ЦБ РФ в части расчетов, в которых он не является участником бюджетного процесса |
|
833 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора» |
Уточнение: На данную подстатью относятся операции, уменьшающие кредиторскую задолженность, по осуществлению расчетов не только с финансовыми и нефинансовыми организациями госсектора, но и с ЦБ РФ в части расчетов, в которых он не является участником бюджетного процесса |
2.3. Особенности применения некоторых подстатей КОСГУ
2.3.1. Подстатья 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ.
На подстатью 136 КОСГУ согласно п. 9.3.6 Порядка № 209н в прежней редакции следовало относить лишь поступления в доход бюджетов средств от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам ПБС и остатков наличных денежных средств ПБС в кассе на 1 января текущего года.
Согласно Приказу № 222н назначение подстатьи 136 КОСГУ расширено: теперь на данную подстатью также относятся поступления средств от возврата бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным.
Причем ранее поступления в доход бюджета средств от возвратов учреждениями субсидии на государственное (муниципальное) задание в связи с его невыполнением не были конкретно описаны ни в одной из подстатей КОСГУ доходов.
Отметим, что такое назначение подстатьи 136 КОСГУ согласно п. 2 Приказа № 222н применяется с 1 января 2021 года, и в настоящее время согласно п. 78 Инструкции № 162н в учете такие доходы отражаются по дебету счета 209 34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».
НО! Уже в 2020 году в системном письме Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939 «О признании в бухгалтерском (бюджетном) учете показателей доходов (расходов) отчетного периода по операциям от получения бюджетными и автономными учреждениями субсидий из бюджета» предусмотрено использование именно подстатьи 136 КОСГУ для отражения в учете учредителя возврата остатков средств субсидии автономными и бюджетными учреждениями в связи с невыполнением государственного (муниципального) задания.
Корреспонденция счетов в учете учредителя |
Содержание операции |
|
Дебет |
Кредит |
|
1 205 36 562 |
1 206 41 662 |
Формирование по завершению финансового (отчетного) года расчетов по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в сумме остатков средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, подлежащих перечислению в бюджет в связи с невыполнением государственного задания |
1 210 02 136 |
1 205 36 662 |
Возврат в 2020 году остатков средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в связи с невыполнением государственного (муниципального) задания |
Единым планом счетов для таких расчетов прямо предусмотрен счет 205 36 «Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания», и соответствующие изменения в Инструкцию № 162н уже находятся на регистрации в Минюсте РФ, осталось только дождаться опубликования - и вопрос будет окончательно урегулирован.
Поэтому несмотря на кажущееся отсутствие оснований применять до 1 января 2021 года подстатью 136 КОСГУ для отражения в учете учредителя поступления средств от возврата бюджетными и автономными учреждениями части остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в случае его невыполнения, все изменения в действующее законодательство направлены именно на необходимость отразить такие поступления с применением подстатьи 136 КОСГУ уже в текущем 2020 году.
2.3.2. Подстатья 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов» КОСГУ.
Согласно новому п. 9.3.9 Порядка № 209н, введенному с 1 января 2021 года Приказом № 222н, на подстатью 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов» КОСГУ относятся доходы, поступающие в порядке возмещения расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Напомним, что с 1 января 2021 года во всех регионах страны будет работать механизм «прямых» выплат, и все учреждения будут осуществлять расходы на обеспечение мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников за счет собственных средств с их последующим возмещением из бюджета ФСС.
В отличие от 2020 года, в котором поступление возмещения указанных расходов от ФСС отражается с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (см. п. 1 письма Минфина России от 26.12.2019 № 02-05-10/102478), начиная с 2021 года для этих целей следует применять новую подстатью 139 КОСГУ.
2.3.3. Подстатья 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.
С 2021 года на подстатью 222 КОСГУ следует относить оплату сборов за оформление авиабилетов и железнодорожных билетов, а также удержание неустойки в случае прекращения действия договора перевозки в связи с отказом пассажира от перевозки, удержание стоимости (части стоимости) плацкарты при возврате неиспользованного проездного документа (билета), иных аналогичных удержаний.
Теперь вопрос об отражении расходов учреждения, в том числе осуществленных через подотчетное лицо от имени учреждения, на оплату различных сборов, комиссий, неустойки и иных удержаний за оформление билетов и возврат неиспользованных проездных документов окончательно урегулирован, и все расходы учреждения, связанные с приобретением авиа- и железнодорожных билетов, относятся на подстатью 222 КОСГУ в увязке с КВР 244.
Таким образом, оплата сборов за оформление билетов и различных удержаний при возврате неиспользованных билетов отражается по тем же кодам бюджетной классификации, по которым отражаются расходы на приобретение таких билетов.
Аналогичный подход следует применять в отношении расходов сотрудников, связанных со служебными командировками и подлежащих возмещению в соответствии с трудовым законодательством. Возмещение персоналу расходов по проезду относится на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в увязке с КВР 112, 122, 134 и 142, соответственно и возмещение сотруднику расходов на оплату сборов за оформление билетов и различных удержаний при возврате неиспользованных билетов с разрешения или ведома работодателя также относится на подстатью 226 КОСГУ.
3. Новые увязки КВР и КОСГУ в 2021 году
Возвращаемся к вспомогательным таблицам, которые позволяют выбрать коды и их сочетания, которые будут актуальны в 2021 году. Минфин России подготовил несколько таких таблиц с сопоставлениями разного рода: одни сравнивают коды бюджетной классификации, действующие в 2020 году, с теми, что будут применяться в 2021 году, другие сопоставляют между собой разные элементы структуры КБК 2021 года.
Здесь же мы обратимся к Таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемой в 2021 году (далее - Таблица-2021). В целом предложенные Минфином России увязки КВР и КОСГУ будущего года повторяют действующие в настоящее время, однако здесь есть ряд нюансов, на которые стоит обратить внимание.
1. Изменения, связанные с механизмом «прямых» выплат ФСС по соцстрахованию.
1.1. В Таблице-2021 отсутствует увязка КВР 119, 129, 149 с КОСГУ 225, 226 и подстатьями группы 300, применяющаяся сейчас в ряде регионов для отражения расходов на обеспечение мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников в счет начисляемых взносов на травматизм. Применение таких увязок в 2021 году исключено, поскольку с 1 января будущего года во всех регионах страны будет работать механизм «прямых» выплат, и уже все учреждения будут осуществлять такие расходы за счет собственных средств с их последующим возмещением из бюджета ФСС.
Расходы страхователя на приобретение за счет собственных средств товаров, работ и услуг в качестве обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма подлежат отражению по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», увязанному со статьями (соответствующими подстатьями) 220 «Оплата работ, услуг», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме», 310 «Увеличение стоимости основных средств»и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Например, расходы учреждения (работодателя) на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение штатным работникам учреждения следует отражать по КВР 244, увязанному с подстатьей 267 КОСГУ.
В отличие от 2020 года, в котором поступление возмещения указанных расходов от ФСС отражается с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (см. п. 1 письма Минфина России от 26.12.2019 № 02-05-10/102478), с 2021 года для этих целей введена новая подстатья 139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования...» КОСГУ.
1.2. Также в Таблице-2021 учтен новый порядок применения подстатей КОСГУ по расходам на выплату социального пособия на погребение, оплату 4-х дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами. В связи с отсутствием у учреждений возможности «зачесть» такие расходы и уменьшить страховые взносы, данные выплаты исключены из назначения подстатьи 213 КОСГУ. Предусмотрены следующие увязки:
КВР | КОСГУ | Назначение выплаты |
119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений», 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов», 149 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов» |
265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме» |
Выплата социального пособия на погребение лицам, имеющим право на его получение |
266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» |
Оплата 4-х дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами |
Данные расходы учреждения-страхователя впоследствии возмещаются из бюджета ФСС в заявительном порядке. Возмещение в текущем финансовом году указанных расходов, произведенных в том же финансовом году, отражается как восстановление кассовой выплаты (см. письмо Минфина России от 16.10.2020 № 02-08-10/91015).
2. Изменения, связанные с государственным (муниципальным) социальным заказом на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
В Таблицу-2021 включены сочетания подстатей КОСГУ и видов расходов, введенных в Порядок № 85н приказом Минфина России от 08.06.2020 № 98н в связи с новым законодательством о социальном заказе. При перечислении субсидий на обеспечение выполнения соцзаказа ГРБС будут использовать увязки:
КВР | КОСГУ |
614 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» |
241 «Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления» |
624 «Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» |
|
635 «Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» |
24В «Безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг на продукцию» |
816 «Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» |
24А «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию» |
3. Таблицей-2021 предусмотрены соотношения КВР и КОСГУ в 2021 году для двух новых «закупочных» КВР:
КВР | КОСГУ |
246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» |
225 «Работы, услуги по содержанию имущества» |
226 «Прочие работы, услуги» |
|
228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» |
|
320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» |
|
247 «Закупка энергетических ресурсов» |
223 «Коммунальные услуги» |
4. Таблица-2021 не содержит увязки «закупочных» КВР с подстатьями 352 и 353 КОСГУ.
Еще раз обращаем Ваше внимание, что в новой редакции Порядка № 209н теперь содержится важное уточнение: для отражения кассовых поступлений и выбытий данные подстатьи КОСГУ не применяются. На указанные подстатьи с будущего года следует относить операции по принятию к учету неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности соответственно с определенным и неопределенным сроком полезного использования.
Расходы на приобретение неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, как и прежде, относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
5. Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения.
Отдельно обратим внимание на включенные в Таблицу-2021 увязки на 2021 год сочетания кодов КОСГУ с КВР 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» - их всего четыре: с подстатьями 226, 261, 263 и 265.
Таблицей увязок КВР и КОСГУ на текущий 2020 год предусмотрено, что помимо подстатей 226, 261, 263 и 265 закупки в целях соцобеспечения можно проводить по подстатьям 341 и 342 КОСГУ в части приобретения лекарственных препаратов и специальных молочных смесей для выдачи населению.
Теперь обновленные увязки не позволяют отражать приобретение матзапасов для социальной помощи населению с применением подстатей 341 и 342 КОСГУ. Такой подход вполне соответствует неоднократно озвученной Минфином позиции о применении подстатьи 342 КОСГУ только если питание контингента является обязанностью учреждения и, как следствие, учет таких продуктов ведется в нормах раскладки продуктов исходя из численности и с составлением меню-требования и т.п. К тому же в новой редакции Порядка № 209н на подстатью 263 КОСГУ относятся в том числе расходы по оплате договоров на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями отдельных категорий граждан в целях их последующей выдачи.
Таблицей-2021 предусмотрены следующие соотношения КВР 323 и КОСГУ:
КВР |
КОСГУ |
Примечание |
323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» |
226 «Прочие работы, услуги» |
В части расходов по выплате вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства, а также по выплате денежного вознаграждения за осуществление ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в приемных семьях |
261 «Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения» |
В части расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования |
|
263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» |
||
265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме» |
В части расходов по оплате бывшим работникам путевок на санаторно-курортное лечение, медицинской помощи и тому подобное |
6. Пособия, компенсации, меры соцподдержки по публичным нормативным обязательствам.
Согласно ст. 6 БК РФ публичные нормативные обязательства - это обязательства перед физлицом, которые подлежат исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации.
Для учета соцвыплат в виде пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также мер социальной поддержки населения, являющихся публичными нормативными обязательствами, предусмотрен КВР 313. Его назначение не изменится и в следующем году. А вот в подстатьи статьи 260 КОСГУ внесены изменения.
Одно из самых значимых - это прямое указание на применение подстатьи 262 КОСГУ для отражения выплаты органами госвласти (органами местного самоуправления) социальных выплат, являющихся публичными нормативными обязательствами, всем физлицам, включая работников данных органов. Напомним, что бюджетное (автономное) учреждение может осуществлять переданные полномочия органа госвласти (местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме (п. 5 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 3.12 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).
Как и в текущем году, в 2021 году предусмотрена увязка КВР 313 с подстатьей 265 КОСГУ с указанием конкретного направления расходов (см. письмо Минфина России от 16.10.2020 № 02-08-10/91015).
Таблицей-2021 предусмотрены следующие соотношения КВР 313 и КОСГУ:
КВР |
КОСГУ |
Примечание |
313 «Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам» |
261 «Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения» |
|
262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме» |
||
264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме» |
||
265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме» |
В части расходов на выплату пособий и компенсаций по оплате ритуальных услуг (выплаты пособий и компенсаций, а также оплата услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплата изготовления и установки надгробных памятников указанным лицам) |
В заключение хотим отметить, что, поскольку Минфином России постоянно вносятся корректировки в Таблицу соответствия КВР и КОСГУ, рекомендуем следить за обновлениями Таблицы-2021 и планировать расходы на соцобеспечение исходя из действующих рекомендаций финансового ведомства.
Категории
