КС РФ рассмотрел спор о нарушении антимонопольного законодательства.
Так, организацией был заключен контракт на проведение медицинского осмотра работников заказчика по результатам закупки, проведенной в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Однако в лицензии организации содержались положения о том, что место осуществления деятельности организации не совпадает с местом нахождения заказчика. Медицинский осмотр проводился с использованием передвижного медицинского комплекса.
В данной связи, по мнению антимонопольного органа, имело место проявление недобросовестной конкуренции ввиду того, что организацией была подана заявка на участие в аукционе без надлежащим образом оформленной лицензии. Участники аукциона, понесшие расходы на надлежащее оформление лицензии, лишились возможности стать победителями в результате недобросовестной конкуренции. Таким образом, на организацию была возложена обязанность перечислить в бюджет сумму, полученную от заказчика в качестве платы за оказанные услуги.
При обращении в КС РФ организация сослалась на тот факт, что положения ст. 14.8 и ч. 3 ст. 51 Закона № 135-ФЗ позволяют ограничивать право предпринимателей на участие в закупках и обращать в доход государства всю сумму полученной по контракту выручки без учета фактически понесенных расходов по его исполнению.
Рассмотрев доводы, изложенные организацией, КС РФ пришел к выводу о том, что нарушение Закона № 135-ФЗ может иметь место только в том случае, если установлена причинно-следственная связь между действиями организации и реальным снижением уровня конкуренции. При этом действия организации должны носить умышленный характер.
В данном случае отсутствие разрешительной документации нельзя рассматривать как форму недобросовестной конкуренции. Участие организации в закупке при отсутствии надлежащим образом оформленной лицензии не является недобросовестной конкуренцией.
При этом положения лицензии оценивались комиссией по закупкам.
Таким образом, следует вывод о соответствии ст. 14.8 Закона № 135-ФЗ положениям Конституции РФ.
Обязанность нарушителя перечислить в федеральный бюджет в качестве «дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции», все полученное от совершения такого деяния в соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона № 135-ФЗ возникает только в случае установления факта недобросовестной конкуренции.
В данной связи в соответствии с постановлением КС РФ от 17 февраля 2022 г. № 7-П дело направлено на новое рассмотрение.