Ответ на вопрос о возможности взыскания штрафа с уволившегося главного бухгалтера искали стороны спора в суде. Так, после увольнения главного бухгалтера были обнаружены требования об уплате налогов и сборов, а также решения о взыскании пеней и штрафов, вынесенные налоговой инспекцией и ФСС. Руководитель организации назначил внутреннюю проверку. Выяснилось, что бывший главбух не исполнял свои обязанности должным образом, что привело к применению штрафных санкций. По результатам внутренней проверки сумму пеней и штрафов признали ущербом, и работодатель обратился в суд с требованием об их взыскании с бывшего сотрудника. В ходе судебного разбирательства стало известно:
- о том, что руководство было осведомлено о задержках по уплате налогов и взносов;
- о том, что при увольнении главбуха не был составлен акт приема-передачи дел, которым была бы установлена мера ответственности уволившегося и приступившего к работе сотрудника бухгалтерии.
Согласно выводам, последовавшим из Определения Седьмого КСОЮ от 12 сентября 2023 г. по делу № 8Г-15149/2023, штраф является мерой ответственности юридического лица за правонарушение, и его уплата лежит на лице, привлеченном к ответственности. Поэтому требования работодателя о взыскании суммы штрафа с бывшего сотрудника направлены на освобождение от его уплаты. Например, бюджетному учреждению не удалось взыскать с бухгалтера штрафы за налоговые нарушения и несвоевременное представление сведений в ПФР. Суд первой инстанции поддержал учреждение, но апелляционная инстанция отменила это решение. Суд кассационный инстанции, в свою очередь, поддержал апелляционной суд (Определение Второго КСОЮ от 09.02.2021 по делу № 8Г-32777/2020).