Между управляющей компанией (далее – УК) и предприятием были заключены договоры на оказание услуг по водоснабжению и продаже тепловой энергии.
Государственной жилищной инспекцией была проведена внеплановая документарная проверка УК по обращению предприятия о ненадлежащем выполнении условий договора в части осуществления расчетов. По результатам проверки было выдано предписание об устранении нарушения лицензионных требований, на УК возложена обязанность по оплате задолженности.
УК, не согласившись с предписанием в части нарушения им именно лицензионных требований и возложении обязанности по оплате задолженности, обратилась в суд.
Суды встали на сторону УК, указывая на то, что погашение задолженности по оплате поставленного по договору энергоресурса не является лицензионным требованием УК, поскольку лицензированию подлежит именно организационная деятельность управляющей компании, которая несет ответственность за комфортные и безопасные условия проживания в доме. При этом проведение проверки по вопросам наличия у общества задолженности перед РСО и установлению уклонения управляющей организации от исполнения договорных обязательств в связи с неоплатой потребленной электроэнергии является вмешательством инспекции в гражданско-правовую деятельность хозяйствующих субъектов (Определение Верховного суда РФ от 13 апреля 2020 г. № 301-ЭС20-4131).