Письмом Минфина России от 20.12.2021 № 02-08-10/103863 разъяснены некоторые особенности применения кодов КОСГУ.
Относительно статьи 120 «Доходы от собственности» разъяснено, что плата по договорам аренды (субаренды) земель учитывается по КОСГУ 123, как платежи при пользовании природными ресурсами. Такие платежи не относятся к доходам от операционной аренды.
Поступления по условным арендным платежам необходимо относить на КОСГУ 135 «Доходы по условным арендным платежам». Это обусловлено тем, что такие платежи являются частью платы за пользование и(или) содержание имущества, размер которой не зафиксирован договором в денежном выражении и определяется в ходе исполнения договора.
Если доходный платеж объединяет различные по своей экономической сути поступления и является неделимым, то такой платеж надлежит отражать по коду КОСГУ, который является основным при получении дохода.
Так, если арендатор производит оплату по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме в фиксированной сумме в составе арендной платы, которая является неделимой, то доход от указанной платы по договору аренды надлежит указывать по КОСГУ 121, как доход от операционной аренды.
Если доход получен в результате взимания платы за наем жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений, включающей плату за коммунальные услуги в рамках одного неделимого платежа, то такой доход надлежит отражать по коду КОСГУ 129, как иной доход от собственности.
На подстатью 129 «Иные доходы от собственности» КОСГУ также относятся доходы от использования земельного участка без его предоставления и установления сервитута, в том числе поступление платы по договорам на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, рекламных конструкций, а также иных объектов, а также доходы, полученные в качестве оплаты за право на заключение договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта.
На подстатью 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ надлежит относить доходы от компенсации затрат по оплате коммунальных платежей, доходы по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию здания (помещения), переданного в аренду или безвозмездное пользование, а также доходы, связанные с возмещением расходов по техническому обслуживанию указанного имущества.
На статью 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» КОСГУ, помимо доходных поступлений, перечисленных в назначении кодов, относятся неустойки, штрафы, пени, поступившие в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (подстатья 141 КОСГУ), штрафы и пени за нарушение срока возврата бюджетного кредита, неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита (подстатья 142 КОСГУ), поступления в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов (подстатья 144 КОСГУ), исполнительский сбор (подстатья 145 КОСГУ), штрафы, в том числе судебные, установленные УК РФ (подстатья 145 КОСГУ).
Статьи 150, 160, 190 отражают безвозмездные денежные и неденежные поступления текущего и капитального характера.
Такие поступления подробно охарактеризованы в Порядке № 209н, однако Минфин России приводит новые примеры таких доходов:
Денежные поступления
|
|
|
Текущего характера
КОСГУ 150
|
Капитального характера
КОСГУ 160
|
1. Поступления, не отнесенные к капитальным:
- субсидии бюджетам субъектов РФ на осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, – КОСГУ 151;
- субсидии бюджетам субъектов РФ на организацию бесплатного горячего питания учащихся начальной школы – КОСГУ 151;
- безвозмездные поступления в бюджеты субъектов РФ от госкорпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капремонта многоквартирных домов – КОСГУ 154;
- поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физлицами, – КОСГУ 155;
- поступление грантов и денежных пожертвований от нерезидентов – КОСГУ 158.
2. «Смешанные» поступления, условия предоставления которых предусматривают одновременно как капитальные, так и некапитальные расходы, к примеру, приобретение основных средств и оплата услуг или материальных запасов
|
Направлены на формирование / увеличение стоимости нефинансовых активов (кроме материальных запасов), в частности:
1) основных средств:
- в виде бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества, на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства;
- приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, биологических ресурсов и др.;
2) нематериальных активов – приобретение / создание программного обеспечения иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами учета НМА, и приравненные к ним средства индивидуализации, в том числе в рамках НИОКР;
3) непроизведенных активов – инвестиции на приобретение / создание объектов НПА – земля, недра и пр., право на которые должно быть закреплено за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности.
Например:
- безвозмездные поступления в бюджеты субъектов РФ от госкорпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры – КОСГУ 164;
- предоставление нерезидентами грантов капитального характера для ПБС, бюджетных / автономных учреждений – КОСГУ 168
|
Неденежные поступления подлежат учету по статье 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» и имеют определенные особенности.
Так, неденежные поступления изначально не выражены в денежных единицах (денежная стоимость им присваивается) и не предусматривают каких-либо денежных потоков. Неденежные поступления не планируются и отражаются по факту учетных операций.
В качестве примера неденежных поступлений можно рассматривать доходы от оприходования излишков, выявленных при инвентаризации, доходы от оприходования имущества в результате разукомплектации объектов основных средств, доходы от принятых к учету объектов имущества, полученных в виде пожертвования, а также доходы от оприходования объектов НФА с забалансового счета и др.
Подстатья 181 «Невыясненные поступления» КОСГУ предназначается для отражения невыясненных поступлений, если невозможно однозначно определить их принадлежность к виду (подвиду) дохода бюджета. Так, при зачислении невыясненных поступлений в федеральный бюджет применяется код 000 1 17 01010 01 0000 180, в бюджеты субъектов РФ – код 000 1 17 01020 02 0000 180, в бюджеты муниципальных районов – код 000 1 17 01050 05 0000 180 и т. д.
Подстатья 189 «Прочие доходы» КОСГУ, кроме доходов, перечисленных в назначении этой подстатьи, может отражать выявление излишков денег или денежных документов в кассе, а также безвозмездное получение денежных документов.
Подстатья 351 КОСГУ предназначена для признания объекта учета операционной аренды. Так, данная подстатья может отражать первоначальное признание объекта учета операционной аренды – право пользования активом в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды или договором безвозмездного пользования, а также изменение величин объектов учета аренды при досрочном расторжении договора аренды в сумме остаточной стоимости права пользования имуществом методом «Красное сторно».
Подстатьи 352 и 353 КОСГУ используются при принятии к учету неисключительных прав и прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) с определенным (КОСГУ 352) и неопределенным (КОСГУ 353) сроком полезного использования. Операциями по 352 и 353 КОСГУ могут признаваться операции по принятию к учету прав пользования НМА с определенным / неопределенным сроком полезного использования (неисключительных прав) при их приобретении, а также операции по переводу (реклассификации) объектов учета (например, из подгруппы «Права пользования нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования» в подгруппу «Права пользования нематериальными активами с определенным сроком полезного использования»).
Статья 360 «Увеличение стоимости биологических активов» КОСГУ может отражать сведения о приобретении у племенного завода племенных жеребят, в т. ч. оплата услуг по их доставке, в рамках договора купли-продажи, о принятии к учету объекта биологических активов, поступившего в натуральной форме при возмещении ущерба, о безвозмездном получении биологических активов при необменных операциях, об оприходовании приплода, полученного от биологических активов, об оприходовании неучтенных объектов биологических активов, выявленных при инвентаризации.
Стоит обратить внимание, что при приобретении объектов биологических активов не все расходы, связанные с их поступлением, относятся на КОСГУ 360.
В данной связи Минфин приводит следующий порядок распределения затрат при обменных операциях:
Статья 360
|
Подстатья 228
|
Стоимость приобретения объекта
|
Расходы, непосредственно связанные с приобретением биологических активов, вне договоров купли-продажи биологических активов, в т. ч.:
- расходы на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением биологических активов;
- суммы вознаграждений за оказание посреднических услуг при приобретении объекта;
- расходы на заготовку и доставку до места получения или использования, включая страхование доставки;
- иные расходы
|
Иные расходы, предусмотренные договором, в т. ч.:
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые суммы НДС / иного налога.
Скидки, вычеты, премии, льготы вычитаются
|
Кроме того, Минфин обращает внимание на необходимость определения типа контрагента в целях выбора подстатьи КОСГУ. Так, к категории контрагентов «физические лица – производители товаров, работ, услуг», расчеты с которыми отражаются по КОСГУ 566, 666, 736, 836, относятся главы крестьянских и фермерских хозяйств, индивидуальные предприниматели, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, нотариусы, занимающиеся частной практикой, оценщики, патентные поверенные, а также частные детективы.