ВС РФ в Определении от 05 сентября 2023 г. № 7-КГ23-4-К2 разъяснил, что аннулирование заказа маркетплейсом и возврат денег покупателю не исключают его обязанность передать товар. В одном из рассмотренных дел покупатель оформил заказ на приобретение чая в маркетплейсе и оплатил его. Однако онлайн-магазин не выполнил заказ из-за отсутствия товара на складе и вернул покупателю денежные средства в полном объеме. Покупатель посчитал, что, несмотря на возврат денежных средств, обязательства по доставке товара у продавца аннулироваться не могут. Помимо этого, продавец не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. Дело дошло до суда. Суд первой инстанции согласился с позицией потребителя частично: возможность аннулирования заказа была признана недействительной, компенсация морального вреда была снижена с 25 000 руб. до 500 руб., а также был взыскан потребительский штраф и соответствующие почтовые расходы. В выплате же процентов за пользование чужими денежными средствами, а также в понуждении ответчика к передаче определенного продукта суд отказал, так как уплаченные средства были возвращены в полной мере. Так, суд не обратил внимание на основания для взыскания неустойки.

Апелляционная и кассационная инстанции не внесли изменений в решение суда первой инстанции.

В своем определении ВС РФ указал, что п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещает ущемлять права потребителей, в том числе путем включения в договор условий, которые ограничивают права потребителя в соответствии с действующим законодательством. ВС отметил, что возврат покупателю денежных средств не освобождает маркетплейс от обязанности передать товар, если покупатель не отказывался от исполнения договора.

Аналогичное дело было рассмотрено по приобретению пальто.