В соответствии с п. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
Это одна из бюджетных мер принуждения, предусмотренных п. 2 ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, необходимость возврата субсидий в доход соответствующего бюджета в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, устанавливается соглашениями о предоставлении целевой субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями. Возврат средств в бюджет в таком случае обеспечивает восстановление средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению (см., например, письмо Минфина России от 01.04.2016 № 02-06-07/19436).
В этих ситуациях обязанность вернуть средства в соответствующий бюджет возлагается на их получателя – орган местного самоуправления или муниципальное учреждение. В дальнейшем орган местного самоуправления или муниципальное учреждение могут заявить требования к контрагенту о возмещении ущерба в порядке регресса. Однако практика по таким делам противоречивая. Зачастую суды признают контрагента добросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и отказывают в удовлетворении иска.